Финальные итоги "детективного" Креатива и отзывы Жюри
Финальные итоги детективного Креатива и отзывы Жюри
21.06.2010
Итоги финала |
|
Мнения и оценки Жюри |
Ravenmen |
Основные отзывы он оставил в
теме для
критики.
Места:
1 место - Al_Strelok - На Острие Равноденствия.
2... - Лена Нагель - Смерть на исходе лета.
3... - PirOg - Дело о незаконченном письме.
4... - Лео - Койки Безбородый против Отверженного Бога.
5... - Марина Мартова - Когда владычица слаба.
6... - Mongoose - Доктор Лофт.
Конечно, следует учитывать, что это субъективизм и вкусовщина, но для
меня эти рассказы встали именно так, хотя Койки долго пытался спихнуть
письмо под себя :) |
Лучник |
1 место: Лео - Койки
Безбородый против Отверженного Бога.Выбирал между этим рассказом и "На
Острие Равноденствия". Более профессиональное исполнение перевесило.
2 место: Al-Strelok - На Острие Равноденствия.
Отличный детектив в классическом стиле.
3 место: PirOga - Дело о незаконченном письме.
Незатейливо, но ладно скроено и не лишено определенного колорита.
4 место: Mongoose - Доктор Лофт.
Не задело ни за живое, ни за мертвое. Поэтому при прочих равных только
четвертая строчка топа.
5 место: Лена Нагель - Смерть на исходе лета.
Написано хорошо, но финал все испортил.
6 место: Марина Мартова - Когда владычица слаба.
Исполнение подкачало. А вот идея сильная.
ЗЫ: Более подробно изложил впечатления в
теме на Литфоруме. Повторяться
здесь особо смысла не вижу.
|
Alvin the Red |
Mongoose - Доктор Лофт.
Общую непонятность происходящего целиком и полностью искупают интересные
персонажи, блестящее исполнение и присутствие какой-никакой, но идеи. За
Доктора Лофта, мир во всем мире и натертую воском лысину - 1 место и 6
баллов.
Al_Strelok - На Острие Равноденствия.
Классический детектив в духе классической НФ. Тема раскрыта. За
нанотехнологии, ответственное отношение к теме и космический лифт - 2
место и 5 баллов.
Лео – Койки Безбородый против Отверженного Бога.
Легенда о шамане, Боге, китайском госслужащем и перекладывании
ответственности. Красиво, но на мой вкус слишком «легендообразно» для
детектива. За эпичность, добросовестность и боевого краба, Лео и его
койки (XD) получают 3 место и 4 балла.
PirOg - Дело о незаконченном письме.
История, блестяще стилизованная под блестящую стилизацию подо что-то до
невозможности китайское. Никаких претензий к тексту, которые нельзя
объяснить стилизациями. Единственная претензия заключается в отсутствии
какого-то перца… ну или хотя - бы соли. Краба хотя - бы боевого. А если
серьезно, то просто «не моё», однако за стилизованность, мастерство и в
честь российско-китайской дружбы – 4 место и 3 балла.
Лена Нагель - Смерть на исходе лета.
История о том, как в неком альпийском герцогстве произошло убийство
наследника. Следствие с какого-то перепугу ведет барон – фаворит
герцогини. Неспешно ведет его и с толком. Написано хорошо, но чуть менее
профессионально, чем у первой четверки авторов. Тем не менее, за дракона,
барона и атмосферу альпийских домиков - 5 место и 2 балла.
Марина Мартова – Когда владычица слаба.
Фэнтезийная история о поисках пропавшего отпрыска благородного семейства.
С оборотнями, героем-загадкой и кучей обрывков других историй. По уровню
профессионализма явный аутсайдер. Так или иначе, за оригинальность, лося
и поскребывание в затылке - 6 место и 1 балл.
|
Емелюшка |
1 место - На острие
равноденствия.
Еще один классический детектив. Грамотно выстроен, разве что завязка, на
мой вкус, немного затянута. А так сделано четко: все подозреваемые (сыщик
не может быть убийцей, если речь идет о каноне), на первый взгляд алиби
нет ни у кого, и сыщик, раскрывающий преступление. Технично.
Замечания по стилю: перебор местоимений и «былок». Надо бы чистить.
Числа пишут буквами :)
Проценты тоже.
2 место - Койки безбородый против отверженного бога.
История о первой встрече со злом и о богах, не прощающих непочтения.
Сильно, стилистически выверено, практически безупречное исполнение. Как
читателю мне не хватало эмоциональной вовлеченности, но это характерно
для автора. Без блошек не обошлось, но в целом – добротный, хорошо
сделанный текст.
3 место - Дело о незаконченном письме.
Ага, наконец-то действительно классический детектив. Есть преступление,
есть подозреваемые, есть расследование. Проблема та же, что и у
большинства финалистов: автор всеведущ, читатель – нет, но автор про это
благополучно забывает. Развязка слишком стремительна – не рояль из
кустов, и это хорошо, но и не в стиле «блин, да вот же оно на
поверхности было, как я не догадался!».
Изящная история, каллиграфическая я бы сказала. Подводит исполнение –
избыток местоимения, ошибки управления и прочие блохи. Но в целом
впечатление приятное.
4 место - Доктор Лофт.
Вроде бы и придраться не к чему – чисто и грамотно, интрига закручена,
разгадка есть. Разве что очень тяжело читается: слишком много терминов,
слишком мало объяснений. Но послевкусия – нет, ощущение ирреальности как
от того самого виртуального пространства.
5 место - Когда владычица слаба.
У автора богатая фантазия. Мир оригинален и интересен. К сожалению,
детективом это назвать можно с большой натяжкой. И не потому что, как
пишет джентльмен в кованых сапогах, преступление обязательно должно быть
«в кадре». Проблема в том (и это проблема большинства финалистов) что
вещи, по умолчанию известные героям, не известны читателю – а автор дает
их как само собой разумеющееся. Получается в итоге, что читатель тычется
как слепой щенок, ничего не понимая.
Преступление как таковое не раскрыто. Ну да, мальчика нашли – но зачем
его похитили? Слишком много пафосных общих слов о политике и
перераспределении власти, в итоге – пшик. Создается ощущение, что
мальчишку похитили для того, чтобы он получил Подтверждение. Вообще,
такое чувство, что автор сам не знает, как конкретно мальчик изменит
расклад (кстати, не убили-то его почему?) и отделывается общими фразами.
6 место - Смерть на исходе лета.
Грамотно. Гладко. Вот, пожалуй и все. Попытка изобразить «высокий штиль»
в итоге – избыток прилагательных и вязкий, очень трудно читаемый текст.
Развязка, на мой вкус, ужасна. Если речь идет о детективе, намеки на
мистику должны появиться в самом начале, а не вылезти роялем из кустов. |
Larri |
Al_Strelok - На Острие
Равноденствия.
Первые впечатления:
Скучноватое и невыразительное начало: "Когда я пришёл в терминал,
погрузка ещё шла полным ходом. Всюду сновали транспортные тележки.
Манипуляторы снимали с конвейера ящики, и ставили взамен другие. На
крюке портального крана раскачивался модуль странной формы". Тут нет
индивидуальности и картинки. «Модуль странной формы», «манипуляторы» -
они воспринимаются как-то нечто этакое стандартно-фантастическое. И
неясность продолжается довольно долго.
Стиль:
Вполне грамотно и толково, но, опять же, не видно индивидуальности. При
желании можно нарыть немало придирок. Ну вроде: "Старик подошёл первым и
протянул ID-карту ближнего космоса, которая заменяла билет. Я провёл
картой через сканер. На экране высветилась фотография владельца, его имя
и род занятий: Таймас Саяров – профессор Байконурского Технологического
Института. Его спутник: Пьер Лафарг – математик, Монреальский
университет".
Можно короче, ярче и энергичнее. Зачем писать, что там высветилось, если
это понятно из дальнейшего? А в «освобожденное» место можно втиснуть
говорящую деталь про фотографию.
Сюжет/«детективность»:
«Пауки в банке» - схема старая и проверенная. Оригинальности особой нет,
но в целом, насколько я могу судить, тянет на нормальный детектив.
Итог:
Не впечатлило. Герои довольно плоские (что в рассказе с такой их кучей
нормально, но хоть на ГГ можно было отыграться, раскрыть его поярче).
Сплав фантастики и детектива, честно говоря, не слишком удался. По части
смешения этих жанров рекомендую ознакомиться с «Похитителями сутей»
Владимира Савченко.
Марина Мартова - Когда владычица слаба
Первые впечатления:
Вполне интересно, хочется узнать чего там дальше. Хотя, честно говоря,
первый диалог (и не только он) кажется весьма и весьма искусственным.
Стиль:
Что-то здесь есть: некоторая своеобразная пышность, умеренная
цветастость. Но до совершенства в этом смысле далеко. Как таковых
огрехов не обнаружил, хотя пруд пруди моментов, которые можно сделать
ярче и выразительнее. Пример: "Архивариус, явно не желавший привлекать
внимание каждого встречного, был без официальной куртки, расшитой
золотом...". Что-то меня здесь смущает. Может, лучше было выдать
отдельную фразу про куртку, поживописнее, где мимоходом и про характер
Архивариуса чего-нибудь написав? А так то ли тяжело слишком, то ли ритм
сбивается… Или: "Возвращённая кухаркой подвеска солнечным светом горела
на его груди". Неудобочитаемое нагромождение.
Сюжет/«детективность»:
Не назвал бы рассказ детективным: мы не видим всей картины в начале,
чтобы делать какие-то свои выводы, а полностью идем вслед за героем. Не
нравятся долгие рассуждения об оборотнях, запечатлении и т.д. Убивает
динамику и ритм, смотрится совершенно неуместно в рассказе. В повести
выглядело бы нормально, в малой форме длинные описания мира «не катят».
Итог:
Пожалуй, было бы интересно, если сделать в два раза короче. Или сделать
длинноты изящнее, сдобрив их более яркими образами. Но это только мое
мнение.
Лена Нагель - Смерть на исходе лета
Первые впечатления:
Карл Густав, барон Рорбах поправил кружево манжеты на левом запястье и с
удовлетворением оглядел зал.
Вот это хорошее начало. Достойно занесения в учебник. Мы сразу понимаем:
а) с кем имеем дело в социальном плане
б) получаем представление о месте действия
в) составляем первичное представление о герое
+ фраза энергичная, живая.
Стиль:
Вполне качественный. Не восхищает, но и не отвлекает. Придирок нет.
Сюжет/«детективность»:
Почему-то сразу чувствуется, что сыщик ищет «не там». Вряд ли можно
отнести рассказ к детективному жанру – насколько я понимаю, такие
повороты сюжета являются своеобразным табу. Но интересны параллели с
Зигфридом и местами атомсфера. Фон – вполне хорош, хотя и не хватает
порой ярких деталей.
Итог:
Рассказ порадовал, особенно начало и конец. Середина несколько провисает
– не слишком интересно следить за действиями сыщика, возможно из-за того,
что схема расследования нам знакома по тысячам детективов. Но в целом
рассказ удался.
PirOg - Дело о незаконченном письме
Первые впечатления:
Вначале экзотика и витиеватость очень даже нравятся, потом, правда,
утомляют, в них начинаешь тонуть; интерес падает.
Стиль:
Вполне достойный, на мой вкус слишком медлителен и тяжеловесен, но в
данном рассказе такое полностью оправдано. Хотя встречаются переборы с «тяжестью».
Например: "Коридор между правым и левым крылом был обшит старым деревом,
покрытым темным лаком, и поэтому в нем всегда было сумрачно, даже когда
горели все светильники".
Сюжет/«детективность»:
А что, действительно детектив! Сюжет разворачивается медленно, неспешно,
давая возможность остановить взгляд на деталях, не спеша развесить ружья
на стены.
Итог:
Хороший, крепкий рассказ, пусть даже львиной долей своего обаяния обязан
восточному колориту.
Mongoose - Доктор Лофт
Первые впечатления:
Начало интересно, но некоторые детальки слегка раздражают: чуть не
каждая строчка кричит «але, это в будущем! Эй, ты еще не понял? В
будущем, говорю!!!». Ну вроде: "Гораздо проще и надежнее убить человека
из тау-пистолета".
Гораздо проще убить человека поленом
;) И, чуть далее
по сюжету – классический ляп в виде персонажей, которые разговаривают о
том, что им и так распрекрасно известно. Недостоверно, на мой взгляд,
выглядит работа команды доктора Лофта. Вот такие команды: "Деймос,
займись анализом логов системы. Октябрь, на тебе всё остальное. Понятно?
– Он посмотрел на меня. Я нехотя кивнул. – И не забудь проверить
антивирусом! Как в прошлый раз!" - будят ассоциации скорее с отрядом
туристов, которые остановились на привал. Или – с заштатным американским
фильмом про хмурых тайных агентов, занимающихся не-пойми-чем.
Подчеркиваю, что это именно впечатление, не претендую на объективность.
К середине рассказа становится откровенно скучно: не видно динамики, нет
ощущения, что сюжет развивается, убивают технологические подробности,
все эти логи и суперсерверы.
Стиль:
Нормально. Явных огрехов нет, впрочем, как и особых красот. Но все же
такой стиль более подходит не рассказу, а, скажем, газетной зарисовке.
Сюжет/«детективность»:
Вот тут у меня основные претензии. Хороший детектив, как я себе
представляю, вызывает мощный эффект соучастия (хм…) в происходящем.
Читатель вместе с детективами напряженно думает: кто? как? почему? Ну
или на худой конец следит за ошеломительными погонями и драками. Тут же
читатель вынужден продираться через множество идей, которые выдвигают
сыщики, никак в них не участвуя - слишком отличны «правила игры» от
традиционных. Не хватает «развешанных по стенам ружей». Образы героев
делаются старательно, но меня не оставляет ощущение искусственности.
Может, слишком старательно?
Итог:
Попытка написать про преступления нового века, при этом не забыв про
отношения и терзания героев. В этом винегрете, на мой взгляд, не хватает
пары овощей, а соли (технических тонкостей) многовато.
Лео - Койки Безбородый против Отверженного Бога
Первые впечатления:
От типичного сказочно-легендарного начала как-то не ждешь многого, но
потом интерес все нарастает. Когда понимаешь, что будут еще герои,
которые провозглашают «усе было не так!», окончательно втягиваешься.
Пара мелочей: "Поэтому, завидев под придорожным деревом человека, Койки
не схватился за оружие, а только с любопытством уставился на него". На
оружие? ;)) Или: "Единственной
ее обитательницей оказалась сварливая старуха. Промокший до нитки Ли
едва ли не на коленях просил приютить его, но хозяйка была непреклонна…".
А чего б ему в другой дом не залезть, без хозяина?
Стиль:
Отличный: идеально подходит к рассказу, и, собственно, составляет
немаловажную его часть.
Сюжет/«детективность»:
Элементы детектива вплетены в сказку весьма умело, «не торчат». Не
возникает так часто встающего вопроса: а за каким чертом ГГ поперся
расследовать – это ловко обыграно сюжетно и характером ГГ.
Итог:
Отличный, профессиональный рассказ. Традиционные, знакомые элементы
используются весьма умело, не кажутся штампами и в итоге получается
оригинально. Все остальное тоже на уровне.
На основании вышеизложенного места распределяю следующим образом:
1 (вне конкуренции) Лео - Койки Безбородый против Отверженного Бога.
2 PirOg - Дело о незаконченном письме.
3 Лена Нагель - Смерть на исходе лета.
4 Al_Strelok - На Острие Равноденствия.
5 Марина Мартова - Когда владычица слаба.
6 Mongoose - Доктор Лофт.
|
Айталина |
Приношу глубокие извинения за
задержку объявления результатов. Чтобы хоть каким-то образом
компенсировать участникам конкурса время ожидания, обещаю: 1)никогда не
участвовать более в работе жюри; 2)пригласить в состав жюри своего
коллегу по политическому перу Виталия Обедина, популярного автора саги о
Слоттерах и своего экс-преподавателя Андрея Геласимова, уже не
нуждающегося в представлении, пожалуй, самого титулованного российскими
и международными литературными премиями молодого автора и даже
экранизированного Первым каналом и Голливудом. Надеюсь, что занятость не
помешает отозваться на предложение.
Вашему вниманию представлю свои впечатления независимого читателя. Свои
заметки на полях в качестве редактора и просто филолога представлю позже
в темах обсуждения рассказов.
1 место - Лео «Койки Безбородый против Отверженного Бога».
Снимаю шляпу и аплодирую стоя. Очень хочется продолжения. Вроде
обрадовали, что история имеет и будет иметь продолжение. Пленили в
рассказе и стиль, и образы персонажей, и философские отступления – во
всем чувствуется уверенная рука мастера. Финал предугадать было
действительно сложно, хотя «наколки» бисером были разбросаны по тексту.
В итоге получилось нечто – мистический детектив-притча. Прошу, не
бросайте эту парочку. Эти двое - бесстрашный шаман-философ и «маленький»
человек - должны найти своих читателей (я просто вижу уже обложку). От
себя добавлю, что в моих краях нельзя упоминать шаманов всуе.
Жизнеописанием их могут заниматься люди только Большого Опыта, Большого
Таланта и Большой Судьбы. Предрекаю Вам это…
2 место - PirOg «Дело о незаконченном письме».
Прочитала с большим удовольствием. Представлялось, как в абрикосовом
саду прекрасная PirOg вышивает по шелку историю любви и обмана,
самопожертвования и предательства. Очень тонкая стилизация, прекрасное
владение материалом, будь то история, быт или чувства героев. Тут вместе
ужились восточное роскошество и азиатская сдержанность, глубина чувств и
непорочная чистота, где покорность своему господину и судьбе не выглядят
унижением. Получился отличный материал для постановки в Пекинской опере.
3 место - Марина Мартова «Когда владычица слаба».
Прочитано на одном дыхании. И манера повествования от первого лица дала
самый главный свой козырь – вживление и сопереживание главному герою.
Тем более, в его истории можно найти отпечатки своей. Ну кто из нас хоть
раз в жизни не был непонятым, неотомщенным, без вины виноватым,
обвиненным другими и самим собой в малодушии и трусости? Его история не
может не задеть за живое. Поэтому получилась странная штука, что в
финале читатель не в Миро, а в главном герое увидел «собственный образ,
только лучше, честнее, совершеннее». Но вот чего-то мне не хватило или
наоборот было дано с избытком. Прочитав рассказ в финале Креатива, в
память врезался. Но если бы прочитала в каком-нибудь сборнике а-ля «В
мире фэнтези», история бы затерялась.
4 место - Al_Strelok «На острие Равноденствия».
Считаю, что автору удалось создать нервное напряжение с первых абзацев
произведения. Космос, замкнутое пространство, неадекватные личности,
непризнанные гении – беспроигрышный для щекотания нервов читателя
вариант. Временами в сознании возникали даже почему-то «тарковские»
картинки. И весь представленный футуристический антураж мне «блондинко»
был очень даже как понятен. Но сама детективная история оказалась не
столь витиеватой, слишком простой для таких декораций. У преступника
неоновой строкой на лбу бегало «я виновен», но не потому что у него была
самая сильная мотивация для свершения преступления, а уж как-то слишком
нарочито было представлено его алиби. И к тому же меня, как читателя,
практически исключили из процесса расследования. Поэтому преподнесенная
на блюдце с голубой каемочкой развязка как-то не вызвала вздоха
облегчения «зло наказано». А вот испорченный второй космобайк – это да…
хе-хе.
5 место - Лена Нагель «Смерть на исходе лета».
Пожалуй, из финалистов это произведение оставило самое неизгладимое
впечатление по эмоциям. Меня так давно не обманывали. Дочитав
произведение, я даже вскрикнула «Нет, не может быть!», полагая, что были
утеряны последние абзацы. На протяжении всего чтения я упивалась
прекрасными метафорами (как редко сейчас можно встретить в литературе
«стаккато шагов»). Ох, уж эти миннезингеры, благородный Зигфрид и
светский этикет. Рассказ сквозил мощным бэкграундом автора. И меня в
целом почти не смутило обилие представленных персонажей с трудно
запоминаемыми длинными родовыми именами, хотя ведь не одно лето
проработала переводчиком у немцев и австрияков. Когда в середине
рассказа стало понятно, что замешан дракон и оставшуюся половину эта
версия находила подтверждение, я только радовалась - мистическим следом
детектив не испортишь, а только добавишь интриги. Каково же было
разочарование, что белое и есть белое, а черное черным. Если бы читатель
был предупрежден, что действие происходит в мире фэнтези, то возможно
был бы более подготовлен к хвосту дракона в детективе. А мне было даже
по-детски обидно.
6 место - Mongoose «Доктор Лофт».
Однозначно «мужской» детектив с массой инженерных идей. Понравилась
линия одиночества и особенно финальная сцена. Но детектив получился на
любителя и желательно с инженерным образованием. Дух захватывало от
полета технической мысли, но не от тайны разгадки. Все остальное уже
сказано до меня, не хочу повторяться.
|
Все новости
|