Фэнтези (от англ. fantasy — «фантазия») — вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века
Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует в виде некоего допущения (чаще всего его местоположение относительно нашей реальности вовсе никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета), а его физические законы отличаются от реалий нашего мира. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время, принципиальное отличие «чудес» фэнтези от их сказочных аналогов — в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
В наши дни фэнтези — это также жанр в кинематографе, живописи, компьютерных и настольных играх. Подобная жанровая универсальность особенно отличает китайское фэнтези с элементами восточных единоборств.
Литература фэнтези ведёт свою историю от мифов Древней Греции и средневековых эпосов («Беовульф»). Сильное влияние на будущий жанр оказали средневековые романы. Артурианская легенда с её магией, мечами и романтикой, по мнению Анджея Сапковского, лежит в основе большинства произведений фэнтези.
Первые произведения современного фэнтези начали появляться в начале XX века. В их числе — «Дочь короля эльфов» лорда Эдварда Дансени, «Конан» Роберта Э. Говарда, «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса. Широкую популярность жанру принесла публикация «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкиена, оказавшая огромное влияние на жанр. На данный момент в жанре фэнтези работают сотни писателей-фантастов.
Значительная часть вымышленных миров и сюжетов в фэнтези построена на архетипах — стереотипных, сформированных предшествующей культурой образах и ходах. Зачастую именно использование стереотипов критики фэнтези ставят его авторам в вину.
Фэнтезийные расыВ большинстве вымышленных вселенных в том или ином виде фигурирует определённый набор мифических существ, условно называемых «расами». Большинство из них заимствованы из мифологии, некоторые были выдуманы писателями (например, Толкином) и использовались последователями. Ролевая система Dungeons & Dragons тщательно систематизировала эти расы, что значительно повлияло на писателей, авторов игр и художников.
«Стандартным набором» считаются:
Эльфы — гуманоидная древняя раса, похожая на людей; как правило утончённые, ловкие, с острыми ушами, склонные к магии, защите природы, искусствам, долгожители.
Гномы (англ. dwarves) — бородатые подземные карлики крепкого телосложения, умелые кузнецы и инженеры
Орки или гоблины — обезьяноподобные воинственные варвары с зелёной или тёмной кожей. Орки придуманы Дж. Р. Р. Толкином и являются расой, выведенной из эльфов путём искажения.
Халфлинги (под различными названиями) — производные от хоббитов Толкина. Маленькие ловкие существа ростом до пояса человеку.
Тролли или огры — горные великаны, часто людоеды с низким интеллектом.
Также часто фигурируют одни и те же мифологические существа, заимствованные преимущественно из греческой, скандинавской или, в «славянской фэнтези» — славянской мифологии: драконы, русалки, кентавры, минотавры (во множественном числе) и др.
Некоторые писатели используют похожие на другие фэнтезийные расы существа под другими именами и с некоторыми отличиями. Например, тролоки Р. Джордана многими особенностями напоминают орков Р. Толкина.
В значительной части фэнтези-произведений, преимущественно эпического поджанра, основой сюжета является противостояние сил Добра и Зла, описываемых как стороны Света и Тьмы. Силы Тьмы при этом зачастую изображаются в соответствующей атрибутике (отчасти схожей с атрибутикой субкультуры готов), намекающей на их «тёмность»: чёрные плащи, черепа, маски, оккультная символика. Архетип сил света менее стоек, и, как правило, отсылает к стилистике христианской церкви. Даже в произведениях, где «тёмные силы» не отождествляются с отрицательными персонажами (например, в книгах Ника Перумова), этот стереотип сохраняется.
Основой сюжета многих произведений является квест в поисках некоего волшебного предмета, места, человека или знания. Этот архетип происходит из сюжетов античной и средневековой литературы — таких, как поход аргонавтов за Золотым Руном, поход Галахада за Святым Граалем, и т. п.. В первых же наиболее известных произведениях фэнтези — «Часе Дракона» Говарда и «Властелине Колец» Толкина — этот мотив ярко выражен. В дальнейшем значительная часть книг фэнтези имеет сюжет в виде описания путешествия героев к какой-либо цели, с преодолением трудностей и сменами маршрута. Архетип квеста также успешно использовался для создания сюжетов компьютерных игр, где игроку дается задание по поиску некоего артефакта и основным занятием игрока будет продвижение к нему.
Героическое фэнтезиСтиль «меча и магии» считается самым старым и несколько менее «глубоким», нежели ряд других. Героическое фэнтези описывает приключения отдельных героев, физически сильных и опытных воинов, решающих свои задачи при помощи силы и ловкости. Эти герои, как правило, не изображаются носителями добра и благородства — среди них могут быть пираты, воры, наёмники и просто бродяги. В отличие от эпического поджанра, проблемы героя обычно локальны и касаются лично героя и его друзей, либо отдельной местности, поэтому в героическом фэнтези распространена форма повести и короткого рассказа.
Если не считать мифов о Геракле и книг о Тарзане, то первым представителем этого поджанра является сага Роберта Говарда о Конане из Киммерии. Успех этой серии породил множество подражаний (Фриц Лейбер, Ларри Нивен) и прямых продолжений (Леон Спрэг де Камп, Лин Картер, Стив Перри, Пол Андерсон). Более самобытное развитие жанр получил в произведениях Майкла Муркока о Вечном Воителе.
В России жанр прижился на почве славянской культуры, породив особую разновидность — «Славянское фэнтези» (Мария Семёнова, Юрий Никитин).
В кино жанр представлен фильмами о Конане, телесериалом «Зена, королева воинов», мультфильмом «Огонь и лёд» и многими экранизациями литературных произведений. Немалая часть героического фэнтези в кино представлена коммерческими фильмами класса «Б», что значительно портит репутацию жанра.
Эпическое фэнтезиПроизведения этого жанра выдержаны в масштабном духе. В произведениях, написанных в стиле эпического фэнтези, обычно описывается продолжительная борьба героев с врагом, стоящем на стороне зла и обладающем сверхъестественными силами. События таких произведений затрагивают весь описываемый фантастический мир, где происходят масштабные войны, а в задачу героев входит спасение мира или, как минимум, значительной его части. Для поджанра характерны многотомные эпопеи с описаниями битв и походов. Центральной нитью сюжета обычно является квест (миссия) главного героя и его друзей, который может продолжаться на протяжении многих томов. Поскольку герои занимают в конфликте определённую сторону условного добра, борющегося со злом, часто (хотя и не обязательно) герои чётко делятся на положительных и отрицательных.
Первым произведением и классикой эпического фэнтези считается «Властелин Колец» Толкина. Многие из использованных Толкином сюжетных ходов и элементов мира стали архетипичными, став основой для активного подражания (Терри Брукс, Деннис МакКирнан, Гельмут Пеш, Кристофер Паолини). Жанр получил наибольшую популярность среди всех разновидностей благодаря развитию в циклах «Земноморье» Урсулы Ле Гуин и «Хроники Амбера» Роджера Желязны. Крупнейшими представителями современного поджанра считаются также Роберт Джордан, Тэд Уильямс, а в России — Ник Перумов.
В более поздний период жанр эпического фэнтези значительно отошёл от борьбы добра и зла, породив близкую к историческому роману, жёсткую и натуралистичную разновидность, иногда выделяемую в отдельный поджанр «постмодернистское фэнтези» (Джордж Мартин, Анджей Сапковский).
Эпическое фэнтези является самым распространённым видом литературной фэнтези. В кино она представлена менее широко, в основном экранизациями Толкина и других авторов.
Тёмное фэнтезиТёмное фэнтези (англ. dark fantasy — буквально «тёмное» или «мрачное» фэнтези) — поджанр, находящийся на стыке между готикой и фэнтези. Главное отличие от готики в том, что действие происходит в фантастическом мире, напоминающем Средневековье.
Тёмная cторона магии — Dark fantasy
Каков, например, канон эпика? Имеется некий мир, живущий нормальной жизнью. Но вот объявляется Вселенское зло…
А вот в тёмном фэнтези зло уже находится у власти, и его проявления воспринимаются обывателями как должное. Некромант гадает по внутренностям выпотрошенного младенца? Да все уважающие себя маги так делают! Колдунья принимает ванну из крови юных девственниц? Зато как сохранилась, ей уже 600 с гаком стукнуло, а больше 150 не дашь! В соседней лавке покупки заворачивают в человеческую кожу? Так незачем шляться по секонд-хэндам, в шикарном бутике ваше приобретение упакуют в выделанную бисером эльфийскую шкурку…Классический пример литературы в жанре тёмного фэнтези — цикл «Чёрный отряд» американского писателя Глена Кука.
В других видах искусства показательным примером является игра Dark Messiah of Might and Magic, в которой демоны враждуют с некромантами (зло борется со злом), так же как и манга (японский комикс) Кэнтаро Миура «Берсерк», повествующая о мире, в котором судьба людей направляется Идеей Зла.
Игровое фэнтезиИгровое фэнтези вдохновлено ролевыми играми и действие его происходит во вселенной, созданной редакторами для настольных и компьютерных игр, иногда является новелизацией их сюжета. Произведения «игрового» фэнтези могут иметь любые признаки других поджанров, но главной особенностью поджанра является концентрация внимания на квесте группы героев, стилизованной под партию из ролевых игр. В таких произведениях действуют законы и правила, прописанные для сеттинга — например, в части применения волшебниками заклинаний. Среди самых заметных произведений этого рода — цикл Dragonlance Маргарет Уэйс и Трейси Хикмена, а также романы по многоавторской D&D-вселенной Forgotten Realms — в частности, Роберта Сальваторе.
Историческое фэнтезиЭтот поджанр тесно связан с альтернативной историей. Действие обычно происходит в прошлом, на фоне известных исторических мест, событий или эпох, но с добавлением таких элементов фэнтези, как магия или мифологические существа. Серия Гарри Тертлдава о Погибшем Легионе и книги Мэри Стюарт по мотивам Артурианского эпоса считаются наиболее известными образцами жанра. В последние годы в историческом фэнтези отметился и Анджей Сапковский.
Юмористическое фэнтези и пародииКниги этого жанра в основном юмористические по содержанию и тону. В них часто высмеиваются штампы фэнтези. Также распространены пародии на произведения классиков жанра. Названия пародий узнаваемы, это переделанные названия основных произведений. Русскоязычные авторы зачастую берут себе при этом иностранный псевдоним. Яркий пример — «Звирьмариллион» С. О. Рокдевятого. Юмористичность происходящего, как, например, у Терри Пратчетта, не мешает зачастую философским мыслям, сравнимым с Р.Желязны.
Список произведений фэнтези по жанрамГероическое фэнтезиРоберт И. Говард — серия произведений о Конане-варваре.
Пол Андерсон — «Сломанный меч», «Три сердца и три льва».
Майкл Муркок — «Сага об Эльрике», «Рунный посох», «Хроники Корума».
Дэвид Геммел — «Дренайский цикл».
Глен Кук — «Чёрный отряд».
Элизабет Мун — «Сага о Паксеннарион».
Мария Семенова — «Волкодав».
Стэн Николс — «Орки. Первая Кровь».
Юрий Никитин — «Трое из леса»
Роберт Хайнлайн — «Дорога славы» («Дорога доблести»).
Эпическое фэнтезиДж. Р. Р. Толкин — трилогия «Властелин колец».
Роджер Желязны — цикл романов «Хроники Амбера».
Урсула ле Гуин — четыре романа о «Земноморье».
Ник Перумов — «Кольцо Тьмы», «Летописи Хьерварда», «Хранитель мечей».
Роберт Джордан — «Колесо Времени».
Тэд Уильямс — «Память, Скорбь и Терн» (в России издана как «Орден Манускрипта»).
Анджей Сапковский — цикл «Ведьмак».
Джордж Мартин — «Песнь льда и пламени».
Терри Гудкайнд — «Меч истины», он же — «Правила волшебника».
Раймонд Фэйст — «Война Врат», «Крондор».
Дэвид Эддингс — «Хроники Элении», «Белгариад».
Браст, Стивен - цикл о Драгейре
Антон Козлов (Белозёров) - «Ступени Пирамиды» из «цикла Путь Бога»
Тёмное фэнтезиТерри Брукс — «Слово и Пустота».
Стивен Кинг — «Тёмная башня».
Глен Кук — «Чёрный отряд»
Урсула ле Гуин — Шкатулка, в которой была тьма.
Танит Ли
Андрей Дашков — «Войны некромантов»
Дмитрий Казаков — рассказ «Дитя света»
Макс Далин — «Убить некроманта»
Игорь Борисенко трилогия «Черная магия»
Ив Форвард «Злодеи поневоле»
Ксения Баштовая и Виктория Иванова «Тяжело быть младшим…»
Майя Зинченко — «Седьмое чувство»
Александр Дихнов «Записки Черного Властелина»
Елена Бычкова. Наталья Турчанинова «Рубин Карашэхра»
Г.Л. Олди «Путь проклятых»
Сергей Мусаниф «Темная сторона медали», «Подземная канцелярия»
Александр Романовский «Волонтеры Хаоса»
Олег Волховский «Люди огня»
Угрюмов Олег и Угрюмова Виктория «Некромерон» и «Все демоны: Пандемониум»
Елена Тыртышникова «Черный замок»
Дьяченко Марина и Сергей «Принцесса и дракон»
Валерий Иващенко «Черный ярл»
Глушановский Алексей «Дорога в маги», «Тропа волшебника», «Стезя чародея»
Анна Лин «Владычица Черной башни»
Жанна Пояркова «Дети лезвия»
Вадим Арчер «Выбравший бездну»
Сергей Данилов «Произвол судьбы» и «Смерть за плечами»
Безмирная Ольга «Записки дроу, по имени Гром»
Диана Джонс «Темный Властелин Деркхольма»
Пьянкова Карина «Права и обязанности»
Ольга Баумгертнер «Колдовская компания»
Джин Вулф «Пыточных дел мастер»
Иар Эльтеррус «Три дороги во Тьму»
Алан Кэмпбелл "Ночь шрамов"
Историческое фэнтезиГарри Тертлдав — «Хроники Легиона» («Видесс»).
Анджей Сапковский — «Сага о Рейневане».
Святослав Логинов — «Колодезь»,
Сергей Лукьяненко — дилогия «Искатели неба».
Роберт Сильверберг — Царь Гильгамеш, сказочное фэнтези про древних шумеров.
Мэри Стюарт — «Хрустальный грот», «Полые холмы», «Последнее волшебство», (альтернативный вариант истории Мерлина и Короля Артура).
Лирическое фэнтезиУрсула ле Гуин — «Планета Роканнона», «Планета изгнания», «Порог».
Джон Бойнтон Пристли — «31 июня».
Роберт Ф. Янг — «Срубить дерево», «На реке», «У начала времен».
Юмористическое (ироническое) фэнтезиРоберт Асприн — Серии «Мифы», «Шутт».
Пирс Энтони — Серия «Ксанф»
Ольга Громыко — серия о Вольхе: «Профессия: ведьма», «Ведьма-хранительница», «Ведьмины байки», «Верные враги» и др.
Генри Каттнер и Кэтрин Мур — «Хогбены и все-все-все», «Жилищный вопрос», «Самая большая любовь».
Терри Пратчетт — «Плоский мир».
Клиффорд Саймак — «Заповедник гоблинов».
Макс Фрай — «Лабиринты Ехо».
Михаил Успенский — «Там, где нас нет», «Время Оно», «Кого за смертью посылать», «Белый хрен в конопляном поле», «Невинная девушка с мешком золота» и др.
Андрей Белянин — «Моя жена — ведьма», «Тайный сыск царя Гороха» и др.
Евгений Лукин — «Катали мы ваше Солнце».
Ларри Нивен — «Летающие колдуны» (ироническая фэнтези).
Пародия на фэнтезиДуглас Кенни, Генри К. Бэрд — Тошнит от колец.
Дмитрий Емец — Таня Гроттер.
Жвалевский, Андрей, Мытько, Игорь — Порри Гаттер.
С. О. Рокдевятый — «Звирьмариллион».
Адам Робертс — «Соддит», «Селламиллион».
Пол Стюарт — «Чвокая Шмарь».
Детское фэнтезиДжоан Роулинг — Гарри Поттер
Клайв Льюис — Хроники Нарнии
Филип Пулман — «Тёмные начала»
Пол Стюарт, Крис Риддел — «За темными лесами», «Воздушные пираты» (детская фэнтези).
Брайан Джейкс - Рэдволл
Эрин Хантер — Коты-воители
Стивен Рокс - Страна Цветов и Цветные Миры
Городское фэнтезиСергей Лукьяненко — Ночной дозор и остальные «Дозоры…»
Вадим Панов — Тайный город
Чарльз де Линт — Городские легенды
Ссылки:Сапковский А. «Вареник или нет золота в Серых горах»
http://www.rolemancer.ru/printfeature.php?artid=1046Майкл Суэнвик
В традиции...
http://denshorin.mars-x.ru/liter/swanvik2.htmlАрсений Крымов: Японское фэнтези (Мир Фантастики)
http://www.mirf.ru/Articles/art938.htmБорис Невский: Эпическое фэнтези (Мир Фантастики)
http://www.mirf.ru/Articles/art574.htmФэнтези, которого мы не знаем: истоки жанра/ Антон Карелин (Мир Фантастики)
http://www.mirf.ru/Articles/art285.htmБорис Невский: Фэнтези в современном мире (Мир Фантастики)
http://www.mirf.ru/Articles/art1816.htmБорис Невский: Темное фэнтези (Мир Фантастики)
http://www.mirf.ru/Articles/art812.htmЕвгений Гарцевич: Славянское фэнтези (Мир Фантастики)
http://www.mirf.ru/Articles/art689.htmБорис Невский: Русское фэнтези (Мир Фантастики)
http://www.mirf.ru/Articles/art342.htmБорис Невский: Разумные животные в фэнтези (Мир Фантастики)
http://www.mirf.ru/Articles/art1872.htmБорис Невский: Историческое фэнтези (Мир Фантастики)
http://www.mirf.ru/Articles/art731.htmБорис Невский: Интеллектуальное фэнтези (Мир Фантастики)
http://www.mirf.ru/Articles/art408.htmБорис Невский: Детское фэнтези (Мир Фантастики)
http://www.mirf.ru/Articles/art187.htmАрсений Крымов, Алексей Михайлов: Городская фантастика и фэнтези (Мир Фантастики)
http://www.mirf.ru/Articles/art495.htmБорис Невский: Героическое фэнтези (Мир Фантастики)
http://www.mirf.ru/Articles/art454.htmНазаренко Михаил " ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВЕДОМЫХ НАМ ПОЛЕЙ" - около десяти потрясающих статей о классической фэнтези, её истоках и предтечах.
http://www.rf.com.ua/article/120http://www.rf.com.ua/article/192http://www.rf.com.ua/article/239http://www.rf.com.ua/article/327http://www.rf.com.ua/article/387http://www.rf.com.ua/article/476http://www.rf.com.ua/article/634http://www.rf.com.ua/article/714http://www.rf.com.ua/article/812http://www.rf.com.ua/article/834http://www.rf.com.ua/article/953http://www.rf.com.ua/article/1023http://www.rf.com.ua/article/1096