Магический реализм— это жанр искусства, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира.
В современном значении этот термин скорее описательный, чем точный. Первоначально термин «магический реализм» использовался немецким критиком Францем Рохом для описания картины, которая изображала измененную реальность.
Магический реализм в литературеТермин «магический реализм» применительно к литературе впервые был предложен французским критиком Эдмоном Жалу в 1931 году. Вот что он писал:
«Роль магического реализма состоит в отыскании в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического – тех элементов, благодаря которым повседневная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям»[1]Позже этот же термин был использован венесуэльцем Артуро Услар-Петри для описания работ некоторых латино-американских писателей. Кубинский писатель Алехо Карпентьер (друг Услара-Петри) использовал термин «lo real maravilloso» (приблизительный перевод — «чудесная реальность») в предисловии к своей повести «Царство земное» (1949). Идея Карпентьера заключалась в описании своего рода обостренной реальности, в которой могут появляться выглядящие странно элементы чудесного. Произведения Карпентьера оказали сильное влияние на европейский бум жанра, который начался в 60-е годы XX века.
Элементы магического реализмаФантастические элементы могут быть внутренне непротиворечивыми, но никогда не объясняются.
Действующие лица принимают и не оспаривают логику магических элементов.
Многочисленные детали сенсорного восприятия.
Часто используются символы и образы.
Эмоции и сексуальность человека как социального существа часто описаны очень подробно.
Искажается течение времени, так что оно циклично или кажется отсутствующим. Ещё один приём состоит в коллапсе времени, когда настоящее повторяет или напоминает прошлое.
Меняются местами причина и следствие — например, персонаж может страдать до трагических событий.
Содержатся элементы фольклора и/или легенд
События представляются с альтернативных точек зрения, то есть голос рассказчика переключается с третьего на первое лицо, часты переходы между точками зрения разных персонажей и внутренним монологом относительно общих взаимоотношений и воспоминаний.
Прошлое контрастирует с настоящим, астральное с физическим, персонажи друг с другом.
Открытый финал произведения позволяет читателю определить самому, что же было более правдивым и соответствующим строению мира — фантастическое или повседневное.
Классики магического реализмаАлессандро Барикко
Анджела Картер
Хуан Хосе Арреола
Исаак Башевис-Зингер
Виктор Пелевин
Габриэль Гарсия Маркес
Генрих Сапгир
Густав Майринк
Гюнтер Грасс
Даниил Хармс
Джонатан Кэрролл
Дмитрий Липскеров
Робертсон Дэвис
Жозе Сарамаго
Жоржи Амаду
Итало Кальвино
Карлос Кастанеда
Карлос Фуэнтес
Лаура Эскивель
Лео Перуц
Луи де Берньер
Милан Кундера
Милорад Павич
Михаил Булгаков
Харуки Мураками
Николай Гоголь
Бен Окри
Феликс Розинер
Салман Рушди
Сигизмунд Кржижановский
Том Роббинс
Джанет Уинтерсон
Франц Кафка
Хорхе Луис Борхес
Хулио Кортасар
Эдвард Уитмор
Стив Эриксон
Кроме того, в стиле магического реализма написаны отдельные произведения известных писателей, обычно прибегающим к другим образным техникам: «Вольтерьянцы и вольтерьянки» Василия Аксенова, «Жизнь мальчишки» Роберта Маккаммона, «Сон №9» Дэвида Митчелла, «Валентинка» Люциуса Шепарда.
Ссылки:Российский короткий рассказ в духе магического реализма
http://kudryavitsky.narod.ru/articles.htmlБорис Невский: Магический реализм (Мир Фантастики)
http://www.mirf.ru/Articles/art1591.htm