Литературный конкурс-семинар Креатив
Мистика
Чувство, которое вызывает в нас величие и возвышенность природы, властно завладевает нами и называется изумление (astonishment); и изумление есть такое состояние нашей души, в котором все её движения замирают в предчуствии ужаса (horror). Ни одно из чувств не может лишить наш мозг рассудочности и способности к действию в такой степени, в какой способен это сделать страх (fear).

Литература ужасов (англ. horror literature, horror fiction; часто просто «ужасы» или даже «ужастики», иногда «мистика» или заимствованное из английского «хоррор») — жанр фантастической литературы, имеющий дело со сверхъестественным в прямом смысле слова; имеет ограниченный набор тематизированных персонажей, заимствованных, как правило, из низовой мифологии разных народов: вампиры, зомби, оборотни, призраки, демоны и др.

Истоки жанра

Истоки жанра разумнее было бы назвать предысторией: «готический» рыцарский роман середины XIII века «Гибельный погост», французские «трагические истории» XVI—XVII в., в которых выступают одержимость дьяволом и другие инфернальные темы (в том числе романы епископа Жана-Пьера Камю), английский готический роман (не столько ранний, Горация Уолпола и Анны Радклиф, сколько поздний, эпохи романтизма, в первую очередь «Франкенштейн» Мэри Шелли, а также «Монах» М. Г. Льюиса и «Мельмот-скиталец» Чарльза Мэтьюрина), сказка немецких романтиков (Э. Т. А. Гофман, Вильгельм Гауф, Ахим фон Арним, Шамиссо), психологические новеллы Эдгара По и Амброза Бирса. Еще один не так часто называемый источник — «кошмары визионеров» («Признания английского опиомана» Томаса Де Квинси, «Искусственный рай» Шарля Бодлера). Большое влияние на формирование жанра оказал английский сенсационный роман середины 19-го века: Уилки Коллинз, Эдвард Бульвер-Литтон.

В 1860-е годы в Англии формируется то, что уже можно назвать непосредственно литературой ужасов (от Шеридана Ле Фаню до Брэма Стокера). Классический рассказ этого же периода — «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона.

Ранняя литература ужасов

Ранние представители литературы ужасов в Англии — М. Р. Джеймс с ироническими «рассказами антиквара о привидениях», Элджернон Блэквуд, Артур Мэкен. Позднее, в 30-50-е, появляются рассказы Роальда Даля, Джона Кольера, Джеральда Керша, соединяющие сверхъестественное с «черным юмором». В Америке толчок развитию жанра дал журнал «Weird Tales» (основан 1923), где впервые появились произведения Г. Ф. Лавкрафта (создавшего целый поджанр, называемый «лавкрафтовские ужасы»), Кларка Эштона Смита, Сибери Квинна, Роберта Блоха. Классики 50-х — Шерли Джексон и Ричард Мэтесон. В Германии был популярен Ганс Гейнц Эверс. Всемирную известность получил «Голем» австрийского экспрессиониста Густава Майринка. Нежанровая разновидность литературы ужасов — проза Франца Кафки («Метаморфоза»).


Современная литература ужасов

«Королем» жанра по праву считается Стивен Кинг. Не намного отстает от него в популярности другой американец, Дин Кунц. Известны также Уильям Блэтти («Изгоняющий дьявола»), Айра Левин («Ребенок Розмари»), переехавший из Англии Клайв Баркер («Восставший из ада»), Роберт Маккаммон («Они жаждут»), Энн Райс («Вампирские хроники»), Лорел Гамильтон с циклом о некроманте Аните Блейк, Ричард Лаймон, Питер Страуб, Уитли Стрибер. К этому жанру относятся многие рассказы Рэя Брэдбери. В Англии известны Джеймс Герберт, Рэмси Кемпбелл, Брайан Ламли («Некроскоп»). Международным признанием пользуется «Парфюмер» немецкого писателя Патрика Зюскинда.


Литература ужасов в России

Яков Лурье установил, что легенда о Дракуле-вампире проникла в Западную Европу не напрямую из Румынии, а через посредство древнерусской «Повести о Дракуле» (80-е годы XV века).[1]

Проза русского романтизма изобилует образцами «эстетики ужасного». (Неплохое представление о ней можно получить по многочисленным антологиям ранней русской фантастики, издававшимся в 1980-е гг.) Тут и «Пиковая дама» Пушкина, и повести Гоголя («Вий», «Страшная месть», «Портрет»), и «Штосс» Лермонтова, и «Упырь» А. К. Толстого, и еще десятки известных и сотни забытых произведений. Очень скоро это направление попадает и в массовую литературу того времени.

Позднее появляются «таинственные повести» Тургенева, «Бобок» Достоевского, но в целом вторая половина 19-го века небогата сверхъестественным.

С конца 19 в. положение несколько меняется в лучшую сторону, и в массовой беллетристике («Жар-цвет» Александра Амфитеатрова, повести Веры Желиховской — сестры Елены Блаватской, романы Веры Крыжановской-Рочестер), и в прозе символизма, прежде всего у Валерия Брюсова, на которого в сильнейшей степени повлияла традиция Эдгара По. Замечательное произведение этого периода — «Стереоскоп» Александра Иванова. В 1910-е гг. начинается писательская деятельность Александра Грина, многое перенявшего у Амброза Бирса. В 1912 году вышла пародия на «Дракулу» — «Вампиры», подписанная «б. Ольшеври», то есть «больше ври».

Нормативная поэтика соцреализма исключила сверхъестественное из арсенала литературных средств, и первые нарушения этого запрета относятся уже к 60-м годам, когда канон начал размываться. Тогда же был впервые опубликован «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Отдельные образцы «ужасного» встречаются в советской фантастике («Последняя дверь!» Михаила Емцева и Еремея Парнова, «Фирма „Прощай, оружие!“» Александра и Сергея Абрамовых). Особый случай — мистическая проза Юрия Мамлеева, которая до перестройки в СССР не печаталась.

После установления рыночных отношений в книгоиздании можно было бы ожидать если не расцвета, то хотя бы нормального развития жанра, но по каким-то причинам этого не произошло. После кратковременного бума в начале 90-х серий типа «Библиотека остросюжетной мистики» и «Мастера остросюжетной мистики» популярность их резко пошла на спад. Постоянный спрос сохранился лишь на Стивена Кинга и Дина Кунца; в последние годы также повысился интерес к творчеству Клайва Баркера (что связано с запуском его персональной серии в издательстве Эксмо). Серии переводной мистики влачат жалкое существование, балансируя на грани закрытия (что неоднократно случалось). Попытки создать серии отечественной мистики («Армагеддон» от «ОЛМА-ПРЕСС», «Азбука-триллер» от «Азбуки», «Мистический детектив» от «Эксмо», «Ночной дозор» от «АСТ») попросту провалились. Большая часть того, что написано отечественными авторами в «мистическом» жанре, издается под маркой детектива или фантастики.

Больше всего известны «Дозоры» Сергея Лукьяненко. Популярны также сериалы Василия Головачева, особенно «Запрещенная реальность». Немногие писатели, которые специализируются на «ужастиках» — Алексей Атеев, «некрореалист» Андрей Дашков, Валерий Роньшин, Светлана Синявская, Виктор Точинов. Своеобразный отечественный автор в этом жанре Анна Старобинец.


Жанры литературы ужасов

Существуют тематические разновидности литературы ужасов, определяемые по наличию сверхъестественных персонажей: «рассказ о привидениях» (ghost story), вампирский роман, «рассказ об оборотне» (werewolf story), истории демонической одержимости и др.

Лавкрафтовские ужасы — поджанр литературы ужасов, образовавшийся в конце 1910-х — начале 1920-х годов, родоначальник которого — американский писатель Г. Ф. Лавкрафт. В жанре чаще всего используется психологический ужас неизведанного, а не страх вампиров, оживших мертвецов, оборотней и т. п. Одна из основных частей лавкрафтовских ужасов — мир мифов Ктулху.

Поджанр зародился в конце 1910-х годов, и первым произведением в нем можно считать рассказ Лавкрафта «Дагон» (1917). К началу 1920-х годов появился Цикл Снов, а чуть позднее — мифы Ктулху. Лавкрафт создавал свои произведения в течение почти двадцати лет — вплоть до 1936 года, когда у него обнаружили рак кишечника.

Главным последователем в жанре лавкрафтовских ужасов стал писатель Август Дерлет.

Готический роман (англ. the Gothic novel) — произведение, основанное на приятном ощущении ужаса читателя, романтический «чёрный роман» в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики (семейные проклятия и привидения). Персоначально развивался преимущественно в англоязычной литературе. Получил название от архитектурного стиля готика, поскольку действие романов часто разворачивается в старых готических замках. По предположению писательницы Маргарет Дрэббл, термин 'Gothic' изначально употреблялся в значении «средневековый», как в Castle of Otranto, a Gothic Tale.

В период с 1765 по 1850 годы готический роман был наиболее читаемой книгопечатной продукцией как в Англии, так и в Европе.[1]

В те времена ходили разные мнения по поводу того, что такое готический роман. В частности Натан Дрейк, редактор журнала «Литературный досуг», так определял готический жанр:

...ничто не воздействует столь сильно на человека, как готика...даже самый невосприимчивый мозг, рассудок, свободный от каких бы то ни было следов суеверия, непроизвольно признаёт её власть и силу

. Британский критик Теодор Уаттс-Дантон называл готику «ренессансом чудесного» в английской литературе. Но существовали и противоположные мнения: профессор Йельского университета Уильям Лайон Фелпс в своей работе «Начало английского романтизма» рассматривал готику как «синоним варварского, хаотичного и безвкусного».

Выдающийся знаток жанра Монтегю Саммерс в книге «Потусторонний омнибус» выделяет следующие типы описываемых в литературе сверхъестественных явлений: потусторонние силы и посещение со злой целью, явление призрака и странная болезнь, загробные появления, живые мертвецы, возвращение из могилы, исполнение клятвы, неупокоенная душа, загадочное предначертание. Каждому из этих явлений отведена своя роль в сюжетной линии готического романа.[1]

Английский исследователь Уолтер Фрай в своей книге «Влияние готической литературы на творчество Вальтера Скотта» утверждает, что именно Вальтер Скотт поднял жанр из небытия и находит элементы готики во всех романах, выпущенных после «Уэверли».
Одной из первых серьёзных попыток разделить готический роман категориями ужасами принадлежит Эдит Биркхэд. В её монографии «История ужаса: Исследование готического романа» эта классификация выглядит следующим образом:

Готический роман (The Gothic Romance)
Представители:Хорэс Уолпол, Клара Рив, Анна Летиция Барбальд, Мэри Шелли.

Роман напряжения и необъяснимой тревоги (The Novel of Suspense)
Представители: Анна Радклиф

Роман ужаса (The Novel of Terror)
Представители:Мэтью Грегори Льюис, Чарлз Мэтьюрин

Восточная повесть ужаса (The Oriental Tale of Terror)
Представители: Уильям Бекфорд

Сатира на роман ужаса (Satires on the Novel of Terror)
Представители: Джейн Остин, Томас Лав Пикок

Короткая повесть ужаса (The Short Tale of Terror)
Представители: лорд Булвер-Литтон, Мэри Шелли.

Одной из следующих попыток классификации готических романов принадлежит профессору Девендре Варме в его работе «Готическое пламя». В качестве соединения нескольких школ он приводит роман Мельмот-скиталец, в нём он обнаруживает черты школы напряжения и необъяснимой тревоги и черты школы ужаса. В этой книге Девендра Аврма выделяет три школы готического романа: Историческая готика (The Historical Gothic Tale) — Клара Рив, София Ли, Вальтер Скотт, Школа напряжения и необъяснимой тревоги (The School of Terror) — Анна Радклиф, Школа ужаса (или шауэр-романтик) (The School of Horror) — У.Годвин.

Многие исследователи сходятся на том, что одними из главных элементов готических романов являются: замок, либо какие-либо старинные развалины (пассивный элемент, вокруг которого разворачивается действие романа); и готический злодей (активный элемент).

Некоторое отношение к готике, как к литературному жанру, имеют произведения, написанные в жанре "чёрный юмор", а также, получивший широкое распространение в XVIII—XIX вв. святочный рассказ.


Становление и развитие готической литературы в XVIII—XIX веках

Основоположник стиля готического романа — Хорас Уолпол, выпустивший в 1764 году свой роман «Замок Отранто» назвав его готической историей. Шумный успех романа породил множество подражаний, прежде чем вышла повесть Клары Рив «Защитник добродетели» (во второй редакции получила название «Старый английский барон. Готическая история»). Следующим произведением, отмеченным критиками, явился небольшой рассказ Анны Летиции Барбальд «Сэр Бертранд». Исследователь Эдит Биркхэд пишет, что эта была попытка объединить две школы готического ужаса — готическую романтику и роман ужаса.

Следующей заметной фигурой в готическом романе стала София Ли со своим романом «Убежище», её романы заметно повлияли на творчество Анны Радклиф, которая известна такими произведениями как «Сицилийский романс», «Лесной романс», «Удольфские тайны». Вскоре выходит и роман, который высмеивает жанр ужаса — «Нортхэнгерское аббатство» Джейн Остин.

Основные произведения созданы на рубеже XVIII и XIX веков. В центре произведения — демоническая, «байроническая» личность (романы «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли, «Итальянец» А. Радклиф, «Мельмот Скиталец» Ч. Р. Мэтьюрина).

На протяжении XIX века развивался также родственный жанр: «готический рассказ» или «рассказ с привидением» (англ. ghost story; классики жанра — Шеридан Ле Фаню, М.Р. Джеймс и др.). Лефаню написал такие романы, как «Дом за церковной оградой», «Дядя Сайлас». Известны три цикла рассказов Макартура Рейнолдса «Тайны лондонского двора», «Тайны неаполитанского двора» и «Тайны инквизиции» опубликованные в 1845—1850 гг.

Но кроме прозы существовали и поэтические произведения готического направления. Авторами таковых являлись представители так называемой Озёрной школы — Саути, Водсворт, Кольридж. Каждый из них оставил свой самобытный образ: Саути — «Старуху из Беркли», Водсворт — «Люси Грей», Кольридж — «Старого морехода»и «Кристабель».

Произведения, продолжающие эстетику готического романа, появлялись и позже (сочинения Эдгара По, в период модернизма — Оскара Уайльда, «Дракула» Брэма Стокера и др.). Под влиянием жанра находились и знаменитые писатели ХIХ века: Чарльз Диккенс ("Тайна Эдвина Друда, 1870), Р. Л. Стивенсон («Доктор Джекилл и Мистер Хайд», 1886), Генри Джеймс («Поворот винта», 1898), Артур Мэйкен. Брэм Стокер утвердил вампирское влияние на готические романы своим романом Дракула, где наиболее детально и чётко, в то время, описывалась жизнь вампиров.


Псевдоготическая (неоготическая) архитектура XIX века

Популярность готической эстетики в XVIII—XIX веках спровоцировало появление псевдоготической (или неоготической) архитектуры XIX — начала XX века. К ней относятся многочисленные неоготические католические соборы Европы, а также России (в Москве, Владимире, Самаре), а также некоторые православные храмы (Ново-Никольский собор в Можайске, колокольня Преображенской церкви в селе Остров и др.)


Готическая литература и литература ужасов в XX веке

В XX веке от «готического» жанра отпочковалась «литература ужасов» (Блэквуд, Лавкрафт, Блох, Стивен Кинг). На стыке фэнтези и готики появился жанр Dark Fantasy. Широкое распространение в XIX—XX вв. получили различные сборники и антологии. Одним из первых можно выделит сборник рассказов Анны Лемойн «Дикие розы», подобные сборники положили начало книгам формата чепбук (англ. Chapbook — недорогое издание карманного формата). В число наиболее популярных можно отнести выходивший с 1847 года лондонский 1000-страничный сериал «Вампир Варни, или Кровавое пиршество». Каждая глава этого произведения представляла собой отдельную книгу — восемь страниц печатного текста (всего вышло 220 таких книг).

Поклонники готической литературы несколько расширили её изначальное определение, но основные её черты и поныне остаются теми же. К термину «готический» в таком значении восходят названия музыкального течения готик-рок и субкультуры готов.



Ссылки:

Татьяна Суворова. О, эта мистика… // Уральский следопыт. — 2000. — № 4. — С. 52-56.
http://www.rusf.ru/oldie/rec/rec95.htm

Святослав Логинов: Какой ужас!
http://www.rusf.ru/loginov/books/story04.htm

Дмитрий Комм
Готика: больше, чем кино
http://www.kinoart.ru/magazine/07-2006/review/Komm(07)/

Борис Невский: Готика (Мир Фантастики)
http://www.mirf.ru/Articles/art369.htm

Вальтер Скотт - О сверхъестественном в литературе
http://denshorin.mars-x.ru/liter/skott1.html
Источник: Википедия
Заметки: - -

Литкреатив © 2008-2024. Материалы сайта могут содержать контент не предназначенный для детей до 18 лет.

   Яндекс цитирования