Литературный конкурс-семинар Креатив
Постапокалиптика
Постапокалиптика — жанр научной фантастики, в котором действия развиваются в мире после какой-либо глобальной катастрофы. В качестве последней представляются: третья мировая война с применением тотального (ядерного, химического или биологического) оружия, вторжение инопланетян, восстание машин под предводительством искусственного разума (роботов), пандемия, падение астероида, появление доисторических чудовищ, климатическая или иные катастрофы. Часто в одном произведении апокалиптика сочетается с постапокалиптикой, изображение катастрофы как таковой — с изображением ее непосредственных последствий и ее влияния на жизнь выживших. Иногда в повествовании рассматривается срез современной действительности через призму восприятия далёких поколений. В литературе этот жанр близко примыкает и иногда смешивается с киберпанком.

Постапокалиптическим называют также творческий стиль, несущий настроение пустынности, одиночества и ужаса в образах постаревшей и покинутой техники или зданий.

Постапокалиптика зародилась в конце XIX — начале XX веков. Первое классическое произведение этого жанра — роман Ричарда Джеффриса «После Лондона» (1885), в котором действие происходит спустя тысячи лет после катастрофы. Сценарий Джеффриса, согласно которому сразу же после катастрофы следует период варварства, а вслед за ним новый (неурбанизированный) феодализм, многократно использовался впоследствии, в том числе и в «Алой чуме» Джека Лондона, «Смерти травы» Джона Кристофера, «Мальвиле» Робера Мерля, «Земле без людей» Джорджа Стюарта. Сползания к этому сценарию изо всех сил стараются не допустить герои «Молота Люцифера» Ларри Нивена и Джерри Пурнеля. Иногда спокойствие такого пасторального общества подрывают молодые бунтари, намеренные возродить запрещенную технологию (уже в рассказе Стивена Винсента Бене «На реках Вавилонских» есть намек на такое развитие, классические примеры — «Долгое завтра» Ли Брэкетт и «Отклонение от нормы» Джона Уиндема).

На постапокалиптическую образность отчасти повлияли картины деградировавшего человечества и остывающей Земли в романе Уэллса «Машина времени» (а в его экранизации причиной деградации становится именно глобальная катастрофа).

«Новая волна» добавила к постапокалиптическому пейзажу банды рокеров («Долина проклятий» Роджера Желязны) — черта, популяризованная в «Безумных Максах».

Постапокалиптическими можно назвать и образы мест «локальных катастроф» — например, заброшенных территорий, в обилии оставшихся на территории Советского Союза после его распада — с полуразвалившимися зданиями, заросшими травой, с валяющимися тут и там ржавыми остовами техники и механизмов. К этой ветви постапокалиптики принадлежат и образ «безлюдных пространств» Крапивина, и «Зона» братьев Стругацких.

Одними из самых известных произведений жанра являются серия фильмов «Безумный Макс» и серия компьютерных игр «Fallout».

Литература

Христианская

Апостол Иоанн Богослов, Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова) — сама книга не является постапокалиптической, но именно от неё произошло название жанра.
Юлия Вознесенская, дилогия «Путь Кассандры», «Паломничество Ланселота» — православная точка зрения.
Тим ла Хэй, «Оставленные» — протестантская американская точка зрения

Классики

Михаил Булгаков, «Адам и Ева» (пьеса)
Курт Воннегут, «Галапагосы», «Колыбель для кошки»
Ричард Джеффрис, «После Лондона»
Генри Каттнер, «Лучшее время года»
Артур Конан Дойль, «Отравленный пояс» (повесть)
Джек Лондон, «Алая чума» (роман)
Станислав Лем, «Рукопись, найденная в ванне», Футурологический конгресс
Братья Стругацкие, «Обитаемый остров» (роман), «Пикник на обочине» (повесть)
Джон Уиндем, «День триффидов» (см. также Саймон Кларк, «Ночь триффидов»), «Отклонение от нормы»
Герберт Уэллс, «Машина времени», «Война миров», «Война в воздухе», «Мир освобожденный», «Облик грядущего» (романы)
Роберт Хайнлайн, «Свободное владение Фарнхэма»
Карел Чапек, «Война с саламандрами»
Невил Шют, «На берегу» (роман)
Кир Булычёв, «Последняя война»

Современники

Пол Андерсон, «Сумеречный мир»
Эдвин Балмер и Филип Уайли, «Когда миры сталкиваются»
Александр Бачило, «Помочь можно живым»
Стивен Винсент Бене, «На водах вавилонских» (рассказ)
Дэвид Брин, «Почтальон»
Ли Брэкет, «Долгое завтра»
Альгис Будрис, «Умрут не все»
Альфред Ван Вогт, «Чудовище»
Вернор Виндж, цикл «Сквозь время»
Роман Глушков, Эпоха Стального Креста — После взрыва Луны и гибели цивилизации в Европе устанавливается теократия
Владимир Вольный «На развалинах мира» - Глобальная геологическая катастрофа. Цивилизации больше не существует.
Андрей Круз «Эпоха мёртвых» - Нашествие зомби.
Дэниел Гэлуй, «Темная вселенная»
Гарри Гаррисон, «День после конца света» — ироническая фантастика.
Дэвид Геммелл, «Волк среди теней»
Дмитрий Глуховский, «Метро 2033» (полная версия здесь) , "Метро. Предыстория"
Алексей Доронин «Черный день цивилизации» - Ядерный удар по Новосибирску.
Ив Дермез, «Мальчик»
Филип К. Дик, «Вторая модель», «Доктор Бладмани»
Вадим Еловеенко, «Мы силы»
Елизавета Ельская, Голгофа XXI — после экологической катастрофы
Вячеслав Хватов «Сны» - Катастрофические изменения климата.
Роджер Желязны, «Долина проклятий»
Анджей Земянски, «Автобан нах Познань»
Орсон Скотт Кард, «На запад», «Работы по спасению имущества», «На краю пустыни», «Фургон бродячих комедиантов», «Америка»
Анджела Картер, «Герои и злодеи»
Ричард Каупер, «Корлэй» (трилогия)
Стивен Кинг, «Противостояние», «Тёмная башня»
Николай Комаров, «Холодный город» — климатическая катастрофа и жизнь в искусственно поддерживаемых условиях
Альфред Коппел, «Темный декабрь»
Нэнси Кресс, «Самая знаменитая девочка в мире»
Джон Кристофер, «Смерть травы»
Кулагин, Олег, Московский лабиринт — Россия после атомной войны 2012 года.
Стерлинг Ланье, «Путешествие Иеро», «Иеро не дают покоя»
Фриц Лейбер, «Ночь длинных ножей» (рассказ), «Сгущайся, тьма!(Да будет тьма)» — теократическая цивилизация после глобальной катастрофы
Александр Лоскутов, Высшая ценность — Темная фэнтези с богоборческии мотивами: через 30 лет после Дня Гнева, когда исчезло 90 % человечества, является новый Мессия
Кормак Маккарти, «Дорога»
Дональд Маккуин, «Воин», «Ведьма», «Странница» (трилогия)
Робер Мерль, «Мальвиль» (роман)
Джудит Меррил, «Тень на очаге»
Уолтер Миллер, «Страсти по Лейбовицу»
Ричард Мэтисон, «Я — легенда (Последний)»
Любомир Николов, Десятый праведник
Андре Нортон, «Рассвет 2050 года»
Леонид Панасенко, «Статисты»
Алексей Пехов и Андрей Егоров, «Последний завет»
Захар Петров, «Постъядерный Мир. Постъядерный Минск. Минское подземелье. 2051 год.»
Фредерик Пол, «Ферми и стужа»
Филип Рив, Смертные машины — Подростковая фантастика о посткатастрофической Земле далекого будущего, где движущиеся города охотятся друг на друга
Ким Стенли Робинсон, «Дикий берег» («Калифорнийская трилогия»)
Мордекай Рошвальд, «Уровень 7»
Вячеслав Рыбаков, «Первый день спасения», «Зима», «Носитель культуры»
Виталий Сертаков, сериал об Артуре Ковале
Томас Скорша, «Землекрушение»
Джордж Стюарт, «Земля без людей»
Уилсон Такер, «Долгая громкая тишина»
Татьяна Толстая, «Кысь»
Иван Тропов, «Крысолов»
Конни Уиллис, «Письмо от Клири»
Джек Уильямсон, «Возрождение Земли» — Лунные колонисты пытаются терраформировать Землю после катастрофы, вызванной падением метеорита
Андрей Уланов, «Автоматная баллада».
Филипп Фармер, «Пробуждение каменного бога», «Летающие киты Исмаэля»
Пэт Фрэнк, «Увы, Вавилон»
Рассел Хобан, «Ридли Уокер»
Сюзи Макки Чарнас, «Прогулка до края света»
Зеб Шилликот, «Хищник Джаг», «Ошейник позора», «Костяное племя», «Стальной город», «Экстерминаторы»
Роберт Шекли, «Девушки и Наджент Миллер»
Харлан Эллисон, «Мальчик и его пёс»
Пирс Энтони, «Боевой круг» (трилогия)
Стив Эриксон, «Амнезиаскоп»
Сергей Лукьяненко, «Атомный сон», «Не время для драконов»

Ссылки:

Post Apocalypse Portal — русскоязычный сайт о постапокалиптике
http://postnuclear.lasvik.ru/

Postapocalypse.ru — как выжить в условиях апокалипсиса
http://www.postapocalypse.ru/
Источник: Википедия
Заметки: -

Литкреатив © 2008-2017. Материалы сайта могут содержать контент не предназначенный для детей до 18 лет.

   Яндекс цитирования