Главная страница
Cовременные pазвлекательные сервисы
Cовременные интернет-порталы
Oбзоры и рецензии
Ахматова Анна
Блок Александр
Интересный факт:

Бондарев Юрий
Булгаков Михаил
Бунин Иван
Быков Василь
Воробьёв Константин
Гоголь Николай
Горький Максим
Грибоедов Александр
Достоевский Фёдор
Древнерусская литература
Есенин Сергей
Карамзин Николай
Куприн Александр
Лермонтов Михаил
Лесков Николай
Маяковский Владимир
Некрасов Николай
Островский Александр
Пушкин Александр
Распутин Валентин
Салтыков-Щедрин Михаил
Солженицын Александр
Толстой Лев
Тургенев Иван
Чехов Антон
Шолохов Михаил
Шукшин Василий
Сюжет, проблематика, образы поэмы “Мцыри” М. Лермонтова
(По поэме "Мцыри" Михаила Лермонтова)
Версия для печати

Русская поэзия, словно горный ландшафт. Она содержит и высокие хребты, и небольшие горы, и холмы. Самая высочайшая вершина, конечно же, Пушкин. Он дал русской поэзии начало всех начал. Это тот фон, на котором рассматривается творчество других, тоже очень талантливых, поэтов: Лермонтова, Некрасова, Тютчева. Каждый из них в отдельности образует большой самостоятельный и органичный мир. Их поэтические индивидуальности настолько велики, что они не меркнут на фоне Пушкина. А за ними тянутся иные горные хребты: Бунин, Блок, Маяковский, Есенин, Пастернак…

Мы постоянно ощущаем присутствие этих удивительных людей в нашем духовном мире. Их произведения стали великими, потому что являлись исповедями, в которых поэты сжигали себя дотла, чтобы потом возродиться заново. Величие этих людей заключается в том, что их творения не умирают вместе с ними, а продолжают жить, пробуждая в человеческих душах самые лучшие качества. Минуют годы, столетия, но не умолкают звуки волшебной музыки, звучащей в их стихах.

У каждого времени своё жизнеощущение, поэтому творчество поэта новыми поколениями всегда воспринимается по – иному и видится гораздо крупнее и значительнее.

Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.

И в той удивительной стране, имя которой поэзия, среди этих великих имён мне наиболее близко и дорого творчество Михаила Юрьевича Лермонтова.

Одним из лучших его произведений является поэма «Мцыри», рассказывающая о свободолюбивом горце, исповедующем мусульманскую веру и погибающем вдали от родины в христианском монастыре. Поэма состоит из двадцати шести глав. Кроме двух вступительных, они представляют собою исповедь молодого монаха. Эту тему Лермонтов уже разрабатывал ранее в «Исповеди» и в поэме «Боярин Орша». Возвратившись из кавказской ссылки, он обращается к прежнему замыслу. Но, в отличии от первых попыток, новый материал, кавказский, становится неотъемлемым, органическим элементом поэмы. Действие её разворачивается в Грузии, после окончания войны с горцами.

И божья благодать сошла
На Грузию! она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
За гранью дружеских штыков.

Эту поэму можно считать романтическим произведением, а Мцыри, полного пламенных страстей, одинокого, изливающего свою душу в рассказе-исповеди, - романтическим героем. Выбор такой формы повествования связан со стремлением Лермонтова полнее, глубже раскрыть и показать мысли, чувства своего героя. Выразительно в поэме и сочетание обильных метафор романтического характера в самой исповеди с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления:

Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребёнка пленного он вёз.

Белинский, разбирая поэму Лермонтова, писал: «Этот четырёхстопный ямб с одними мужескими окончаниями звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы. А между тем какое разнообразие картин, образов и чувств!»

В «Мцыри» Лермонтов продолжает развивать идею мужества и протеста, заложенную в «Исповеди» и в поэме «Боярин Орша». Но здесь поэт почти полностью исключает любовный мотив, игравший значительную роль в тех произведениях. Он появляется лишь в краткой встрече героя с молодой грузинкой у горного потока. Мцыри, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Тема свободы сочетается в поэме с патриотической идеей. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но «пламенную страсть» сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными - стены, трусливыми и жалкими – стражи – монахи, сам он – рабом и узником. Его желание узнать, для чего, «для воли иль тюрьмы», рождается человек, обусловлено страстным порывом к свободе. В первой главе поэмы мы ясно видим трагические противоречия между душевной силой юноши и жизненными обстоятельствами, загнавшими его в тесные рамки монастырской жизни. И вот, когда он уже должен принять обет, под покровом ночи Мцыри исчезает. Он отсутствует три дня. Его находят измождённым и обессиленным.

И близок стал его конец;
Тогда пришёл к нему чернец…

Начинается предсмертная исповедь, вместившая в себя всю трагедию и всё счастье такой короткой жизни:

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.

Дни побега – воля для героя. Только вне монастыря он живёт, а не прозябает, только в это время испытывает настоящее блаженство. Не случайно в качестве эпиграфа к поэме Лермонтов выбирает библейское изречение, которое означает: «Вкушая, я вкусил мало мёду, и вот я умираю». Этот эпиграф подчёркивает вольнолюбие Мцыри. Слишком коротко его счастье на свободе. Но он не раскаивается в содеянном, не просит о прощении, а только обращается к старику:

Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, - я также мог бы жить!

Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, юноша хочет сражаться за её свободу. Поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты героя. Лермонтов не раскрывает до конца его стремлений, но они ощутимы в намёках. О своём отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде всего как о воинах, не случайно ему снятся сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв». Он убеждён, что мог бы быть « в краю отцов не из последних удальцов». Всем своим существом Мцыри – воин. Из монастыря он бежит именно в грозовую ночь. В то время, как распростёртые на земле монахи молят Бога защитить их от опасности, бурное сердце Мцыри живёт в дружбе с грозой.

На воле юноша любуется дикой природой. Он видит пышные поля, зелёные холмы, тёмные скалы и там, за туманом, горы своей далёкой отчизны:

Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ…

Кавказский пейзаж введён в поэму, главным образом, как средство раскрытия образа героя. Белинский писал: « Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, - что вся природа сама несла иподавала ему материалы, когда он писал эту поэму». Презирая своё окружение, Мцыри чувствует родство лишь с природой, только в ней он видит гармонию, всё то, чего лишён в человеческом обществе. Заключённый в монастырь, юноша сравнивает себя с листком, оторванным грозой и оказавшимся в сумрачных стенах. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову. Дитя природы, Мцыри припадает к земле и , как сказочный герой, узнаёт тайну птичьих песен, загадку их вещего щебетания. Ему становится понятен спор потока с камнями, дума разъединённых скал, жаждущих встречи; взор его обостряется: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, ему чудится, что «прилежный взор» его мог бы видеть в прозрачной синеве неба полёт ангелов. Открывшийся огромный мир всей мощью обрушивается на юношу, и он становится подобен дикому зверю. С особой силой это проявляется в его схватке с барсом:

И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рождён
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.

В этой битве проявляется всё мужество и стойкость Мцыри, происходит равное соперничество, где каждое живое существо отстаивает своё право на жизнь. Юноша побеждает и находит в себе силы продолжить свой путь. Но композиция романа замкнута, и он волею рока возвращается в монастырь, едва познав «блаженство вольности», герой снова оказывается в тюрьме, когда – то спасшей ему жизнь:

Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной!

Возврат в монастырь – это продолжение прежних страданий, поэтому смерть не страшит Мцыри. Он опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле. Увидев красоту жизни, почувствовав вкус свободы, Мцыри не жалеет, что осуществил попытку вырваться из пут. И не его вина, что ему не удалось сделать это. Дух его не сломлен, а мужество, героизм, воля героя могут являться примером для тех, кто страстно стремится к достижению поставленной цели. Он учит нас не бояться и делать решительные шаги, позволяющие строить такую жизнь, какую жаждет наше сердце и душа.

Поэму Лермонтова «Мцыри», с полным правом, можно считать героической поэмой, в которой звучит исповедание могучего мятежного духа, осознавшего неисчерпаемость богатырских сил, ищущих своего приложения. Романтична символика поэмы, романтичен её образ , но как реален он в своём значении и как глубоко и полно вложил поэт в него земное, народное содержание. Образ героя, человека готового, «как брат», обняться с бурей, - этот образ пройдёт через всё творчество Лермонтова, его подхватят потом Некрасов и Горький, он войдёт в жизнь нашей поэзии и в поэзию нашей жизни.

Версия для печати

"Эрагон" - приключения только начинаются

Тетралогия Кристофера Паолини «Наследие» - уникальное явление не только в мире фентези, но и в мире литературы. Создать в столь юном возрасте (напомню, что автору было всего четырнадцать лет, когда он написал первую книгу цикла "Эрагон") целый мир, захвативший внимание миллионов читателей, не каждому опытному писателю под силу.
3 книга Эрагон уже переведена на русский язык. Уже сейчас можно узнать о новых приключениях легендарного всадника Эрагона.


Заметки:
 
 
Сайт создан при поддержке литературного конкурса-семинара "Креатив" © 2011
Представленные на сайте сочинения предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении содержимого сочинений принадлежат авторам. Любое их использование возможно лишь с согласия самих авторов. Создатели сайта не несут ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в связи с использованием содержимого сочинений. При использовании сочинений в личных целях необходимо уведомить создателей сайта по следующему адресу: svuda@narod.ru.
   Яндекс цитирования