Главная страница
Cовременные pазвлекательные сервисы
Cовременные интернет-порталы
Oбзоры и рецензии
Ахматова Анна
Блок Александр
Интересный факт:

Купить картридж для турбины. Ремонт турбин. "Турбина-2014", осуществляет ремонт турбин для легковых автомобилей. Также производим замену и продажу картриджей турбокомперессоров.Мы не будем расказывать о том какие у нас классные специалисты и какое высокоточное оборудование, мы не гонимся за сверхприбылью, мы за качество.Сроки ремонта зависят от состояния турбины и в среднем составляет 1-3 дня. В случае, когда на складе есть новая или восстановленная турбина, сменный картридж, то замена или ремонт может быть осуществлен в течении од
Бондарев Юрий
Булгаков Михаил
Бунин Иван
Быков Василь
Воробьёв Константин
Гоголь Николай
Горький Максим
Грибоедов Александр
Достоевский Фёдор
Древнерусская литература
Есенин Сергей
Карамзин Николай
Куприн Александр
Лермонтов Михаил
Лесков Николай
Маяковский Владимир
Некрасов Николай
Островский Александр
Пушкин Александр
Распутин Валентин
Салтыков-Щедрин Михаил
Солженицын Александр
Толстой Лев
Тургенев Иван
Чехов Антон
Шолохов Михаил
Шукшин Василий
Проблематика национального характера в произведении "Срезал" В. Шукшина
(По рассказу "Срезал" Василия Шукшина)
Версия для печати

«Русский народ» за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами…Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком».

Эти слова принадлежат Василию Шукшину, удивительному, неповторимому, истинно народному художнику. Он вспыхнул на горизонте русской культуры ослепительно яркой звездой, сказочной россыпью дарований. Писатель, режиссёр, замечательный артист – Шукшин умел сказать тонкую, пронзительную правду о простом человеке, о русском национальном характере. Подобно Куприну, Чехову, Горькому, Есенину, он пришёл в литературу и искусство из самых «низов» народа, из русской глубинки. Пришёл со своими собственными «университетами», с тем доскональным, ничем не заменимым, трудовым знанием жизни, которое люди получают не из книг, а из опыта, порою достаточно нелёгкого, а уж в пору шукшинского детства особенно тяжкого и горького. Но это были его университеты, без кавычек, понимаемые как школа настойчивости и трудолюбия, школа, обучающая знанию самой жизни. А важнее такого знания для художника ничего нет, и не может быть. Когда Шукшина сравнивают с лучшими писателями России, в этом нет ни малейшей натяжки. Сравнения эти справедливы: в их основе лежит несомненная народность, искренность таланта писателя. Земля и люди, их бытие, их будущее – вот, что волнует Шукшина, приковывает его внимание. Прослеживая жизненный путь своих героев, он стремится раскрыть их духовный мир, радости и заботы, доброту и терпение, стремление понять, во имя чего прожита жизнь – все те черты народного характера, которые присущи русскому человеку. Писатель стремится создать яркий, оригинальный образ, несущий на себе отпечаток времени. Его самобытность – в особой манере мышления, восприятия мира, в особом «угле зрения» на русского человека.

В рассказах Шукшина всегда чувствуется психологическая глубина, внутренний накал душевного состояния героя. Они невелики по объёму, напоминают обычные , хорошо знакомые житейские сцены, будто случайно подсмотренные или подслушанные. Но в этих рассказах затрагиваются важнейшие вопросы человеческих отношений. Они заставляют читателя подмечать в жизни то, что чаще всего не замечается, считается мелочью. Но ведь вся наша жизнь и состоит из таких мелочей. И Шукшин показывает, как в незначительных, казалось бы, поступках раскрывается человек, его сущность. Чаще всего герои его рассказов – деревенские люди. Шукшин питал особое пристрастие к деревне, где прошли его детство и юность. Он признавался, что в его душе жила боль и тревога за деревню: когда уезжала молодёжь, не хватало рабочих рук, замолкали песни и не было слышно гармони. Он тяжело переживал тот разрыв , который был между условиями существования человека в городе и в деревне. Шукшин – писатель глубоко социальный. Его привлекает к себе обычная жизнь обычных людей, где под покровом повседневности он мог разглядеть особенные черты, которые в совокупности и создают народный характер. Его интересует нравственный мир человека. В великом споре о человеческой душе писатель всегда на стороне оптимизма, хотя очень часто бывает беспощаден ко всему злому, тёмному, что пятнает эту душу. Прямая критика некоторых явлений., которые ,к сожалению, встречаются в духовном мире нашего человека, нужна и необходима. И Шукшин выступает против карьеризма и корыстолюбия, против хамства и невежества. Характерная для рассказов Шукшина коллизия – столкновение «городского» и «деревенского» - выявляет социальные противоречия, конфликтные отношения между мечтой и реальностью «маленького человека», живущего в деревне. Исследование этих отношений и составляет содержание многих его произведений.

«Срезал» - один из самых ярких и глубоких рассказов Шукшина, центральным персонажем которого является Глеб Капустин – «толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный». «Пламенная страсть» героя заключается в желании «срезать», «осадить» земляков, добившихся в городе жизненного успеха. Из его деревни, хотя она была небольшая, вышло много «знатных людей»: полковник, два лётчика, врач, корреспондент. Когда знаменитые земляки приезжают на побывку, деревенский люд собирается, чтобы послушать дивные истории о незнакомой им жизни. Вот тогда-то Глеб Капустин и приходит, чтобы «осадить» знатного гостя. Так было, когда в деревню приезжал полковник, и наш герой с блеском и красиво его «срезал»: заговорили о войне тысяча восемьсот двенадцатого года, и оказалось, что он не знает, кто велел поджечь Москву. Глеб вышел победителем, а расстроенный полковник бил себя кулаком по голове и недоумевал. Долго потом в деревне вспоминали этот случай и слова Глеба: « Спокойствие, спокойствие, товарищ полковник, мы же не в Филях». Деревенские матери знатных людей не любили Капустина. И вот к одной из них в гости приезжает сын Константин Иванович Журавлёв - филолог, кандидат. И он, конечно же, становится жертвой Глеба. Поначалу вопросы Капустина кажутся гостю смешными: от философских понятий они переходят к проблемам космоса. Но скоро весь комизм исчезает. Для Константина Ивановича этот разговор превращается в настоящий экзамен, а позже столкновение перерастает в словесную дуэль. «Глеб взмыл ввысь… И оттуда, с высокой выси, ударил по кандидату». Он говорит ему, что кандидатство – это не костюм, который можно купить раз и навсегда, что его надо иногда и почистить, а тем более надо поддерживать. И дальше даёт совет: «Почаще спускайтесь на землю. Ей – богу, в этом есть разумное начало. Да и не так рискованно: падать будет не так больно». Мы часто встречаем в рассказе слова «посмеялся», «усмехнулся», «расхохотался». Однако смех здесь имеет мало общего с юмором: он то выражает снисходительность горожанина к «странностям» живущих в деревне земляков, то, наоборот, становится проявлением агрессивности, жаждой социального реванша, которая владеет разумом Глеба. «Люблю по носу щёлкнуть – не задирайся выше ватерлинии! Скромней, дорогие товарищ», - заявляет Капустин.

Спорщики принадлежат к разным культурным мирам, разным уровням социальной иерархии. В зависимости от личных пристрастий и социального опыта читатели могут увидеть рассказе либо бытовую притчу о том, как «умный мужик» перехитрил «учёного барина», либо зарисовку о «жестоких нравах» обитателей деревни. Иными словами, он может либо принять сторону Глеба, либо посочувствовать ни в чём неповинному Константину Ивановичу. Однако, автор не разделяет ни той , ни другой позиции. Он не оправдывает персонажей, но и не осуждает их. Шукшин лишь подмечает особенности их конфронтации. Так, например, уже в начале рассказа он сообщает о нелепых подарках, привезённых гостями в деревню: электрическом самоваре, цветастом халате, деревянных ложках. Замечает автор и то, как кандидат «подкатил на такси», и то, как он с нарочитой «грустинкой» в голосе вспомнил детство, приглашая мужиков к столу. С другой стороны мы видим, как Глеб «мстительно щурит глаза» , как будто «опытный кулачный боец». И лишь в конце финала автор сообщает нам о тех чувствах, которые испытывают присутствующие при этом словесном поединке мужики: «Глеб их по-прежнему неизменно удивлял. Восхищал даже. Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё». Так рассказ завершается не нравоучением, а сожалением о недостатке такта и участливого внимания людей друг к другу. Простой человек в изображении Шукшина оказывается совсем «непростым», а деревенская жизнь – внутренне конфликтной, таящей за повседневной маетой нешуточные страсти. Автор не идеализирует своих героев только потому, что они – «свои», деревенские, но и не стремится к нравственному суду над ними. Ему важнее другое – выявление причины взаимного непонимания между людьми. Всего на нескольких страницах рассказа Шукшин полностью создаёт человеческий характер и через него показывает целый пласт жизни, обогащая читателя более глубоким его пониманием. Яркая сторона индивидуального стиля писателя – богатство живой разговорной речи. Его герой – спорщик , опытный говорун, владеющий множеством интонаций, умеющий к месту вставить поговорку, пощеголять «учёным словцом», а то и выругаться. Именно язык – главное средство выражения характера Глеба Капустина.

Шукшин с большим искусством воспроизводит в драме характеров и в комедии нравов подлинные исторические детали и черты. В его сатире меньше всего во внешнем рисунке повествования выражается настоящее внутреннее содержание героя. Но вся логика развития сюжета приводит его к саморазоблачению, к обнаружению собственной несостоятельности, к пониманию своей отрицательной сущности. Шукшину же хочется видеть человека прекрасным во всех его проявлениях : в труде, в высоте духовных и нравственных помыслов, в любви к женщине, в уважении к старикам, в добром внимании к окружающим людям, в сопричастности к большому миру. И это желание он выражает в своих рассказах. Именно поэтому его произведения так глубоко нравственны, они учат нас жизни, предостерегают от ошибок и плохих поступков, укрепляют нашу веру в неисчерпаемые возможности человеческой личности, в силу русского национального характера.

Версия для печати

Что же делает еду вкуснее?

Ответ на этот вопрос прост: специи и пряности, разнообразные вкусовые добавки, - они разнообразят нашу пищу, делают её приятнее на вкус. Например, самые обычные продукты, приправленные ароматным душистым базиликом, приобретают необыкновенную вкусовую гармонию. А ставшие привычными для любой кулинарии мира укроп, кориандр, семена аниса, мака, горчицы, зёрна чёрного перца, ванили, цветки каперса, гвоздики, листья лаврового листа, кора корицы, корневище имбиря, луковицы лука, чеснока... можно перечислять до бесконечности. У каждой хозяки на кухне можно найти наборы для специй на 4, 5 предметов, наполненных ими. Как правило, такие наборы также различаются количеством предметов, наличием салфетниц. Сделаны они или из стекла, или из нержавеющей стали, или из дерева, или из пластика.


Заметки:
 
 
Сайт создан при поддержке литературного конкурса-семинара "Креатив" © 2011
Представленные на сайте сочинения предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении содержимого сочинений принадлежат авторам. Любое их использование возможно лишь с согласия самих авторов. Создатели сайта не несут ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в связи с использованием содержимого сочинений. При использовании сочинений в личных целях необходимо уведомить создателей сайта по следующему адресу: svuda@narod.ru.
   Яндекс цитирования