Главная страница
Cовременные pазвлекательные сервисы
Cовременные интернет-порталы
Oбзоры и рецензии
Ахматова Анна
Блок Александр
Интересный факт:

окна для коттеджа Детский замок на пластиковые окна. Балконные окна. ООО «Ворота-Окна».
Бондарев Юрий
Булгаков Михаил
Бунин Иван
Быков Василь
Воробьёв Константин
Гоголь Николай
Горький Максим
Грибоедов Александр
Достоевский Фёдор
Древнерусская литература
Есенин Сергей
Карамзин Николай
Куприн Александр
Лермонтов Михаил
Лесков Николай
Маяковский Владимир
Некрасов Николай
Островский Александр
Пушкин Александр
Распутин Валентин
Салтыков-Щедрин Михаил
Солженицын Александр
Толстой Лев
Тургенев Иван
Чехов Антон
Шолохов Михаил
Шукшин Василий
Тема человеческой судьбы в рассказе "Судьба человека" М. Шолохова
(По рассказу "Судьба человека" Михаила Шолохова)
Версия для печати

Тема человеческой судьбы, которая складывается под влиянием различных исторических событий, всегда была одной из самых важных в русской литературе. К ней обращались и Толстой , и Тургенев, и Достоевский. Не обошёл её и известный писатель, мастер широких эпических полотен, М. А. Шолохов. В своих произведениях он отображал все важнейшие этапы истории в жизни нашей страны. Судьбу своего героя, простого русского человека , писатель рисовал на фоне военных сражений и мирных битв, показывая, что не только история вершит свой строгий суд, но и человек вершит историю, неся на своих плечах её тяжёлый груз.

В тысяча девятьсот пятьдесят шестом году Шолохов, в поразительно короткий срок – всего лишь за несколько дней, пишет свой знаменитый рассказ «Судьба человека». Однако творческая история этого произведения занимает многие годы: между случайной встречей автора с человеком, прототипом Андрея Соколова, и появлением рассказа проходит целых десять лет. И все эти годы живёт в писателе настойчивая потребность высказаться и передать людям услышанную когда – то исповедь. «Судьба человека» - рассказ о великих страданиях и о великой стойкости простого человека, в котором воплотились все черты русского характера: терпение, скромность, отзывчивость, чувство человеческого достоинства, слившееся с чувством огромного патриотизма, преданности своему отечеству.

С самого начала рассказа, описывая приметы первой послевоенной весны, автор как бы подготавливает нас к встрече с главным героем Андреем Соколовым. Перед нами предстаёт человек в прожжённом, грубо заштопанном ватнике, глаза которого, «словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской». Найдя в лице автора собеседника, он сдержанно и устало, положив на колени большие тёмные руки, сгорбившись, начинает свою исповедь о прошлом, в котором ему пришлось «хлебнуть горюшка по ноздри и выше»: « Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила!» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…Нету и не дождусь!» Действительно, судьба Соколова полна таких тяжких испытаний, таких невосполнимых потерь, что , кажется, невозможно человеку вынести все это и не сломиться, не пасть духом. Но этот простой солдат и труженик, преодолевая все физические и нравственные страдания, сохраняет в себе чистую, широко открытую добру и свету душу. В его нелёгкой судьбе отражается судьба всего поколения, обычная для того времени судьба.

«Поначалу жизнь моя была обыкновенная», - так герой начинает свой рассказ. Ровесник века, он участвует в гражданской войне, в рядах Красной Армии сражается против врагов Советской власти. В голодные двадцатые годы уезжает из родной воронежской деревни и попадает на Кубань. В это время дома от голода умирают отец, мать и сестрёнка. Возвращается обратно в Воронеж, работает плотником, слесарем, шофёром. Встречает любимую девушку Ирину, с которой создаёт прекрасную семью. «И не было для меня красивей и желанней её, не было на свете и не будет!» - рассказывает Соколов. Он мечтает о счастливой жизни с «женой – подругой» и с детьми. Но проклятая война рушит все планы и надежды.

Андрей, подобно миллионам советских людей, уходит на фронт. Тяжёл и трагичен его путь на дорогах большой войны. А вехами на этом пути служат подвиги ,совершённые, в основном, не на поле боя, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В нечеловеческих условиях герой доказывает своё нравственное превосходство над врагом, свою стойкость и мужество. Нетерпимый к трусости, жестокости и малодушию, он расправляется с предателем, пытавшимся выдать немцам своего взводного командира. Человеку с доброй, отзывчивой душой тягостно вспоминать тот момент: «До того мне стало не хорошо после этого и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил…Первый раз в жизни убил, и то своего…Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель». Лишённый возможности бороться с врагом оружием, Соколов демонстрирует своё превосходство в поединке с комендантом лагеря Мюллером, оказавшимся бессильным перед гордым достоинством и человеческим величием русского солдата. Соколов вспоминает: «И на этот раз смерть мимо меня прошла, только холодком от неё потянуло…» Измученный, истощённый, обессиленный узник готов был встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта. «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже солдат и уважаю достойных противников», - вынужден признать немецкий офицер.

Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление этой героической натуры. Серьёзным испытанием для героя становится одиночество, которое принесла ему война. Ведь Андрей Соколов – солдат, отстоявший независимость своей Родины, вернувший людям мир и покой, сам теряет всё, что имел в жизни: семью, любовь, счастье. Суровая судьба не оставляет ему даже пристанища на земле: на месте, где когда-то стоял дом, построенный его руками, темнеет воронка от бомбы. Казалось бы, всё кончено, однако жизнь «исказнила» этого человека, но не смогла его сломить, убить в нём живую душу. Соколов одинок, но он не одиночка. «Одному-то и курить, и помирать тошно, жить одному – самая страшная мука» - в этих словах выражена такая тяга к жизни, которую трудно уничтожить. И судьба отвечает на этот зов человеческого сердца. Герой встречает маленького мальчика Ванюшу, детство которого тоже искалечено войной. Всю сохранившуюся в сердце теплоту Андрей дарит этому ребёнку. Усыновив мальчика, который никому не нужен, но в душе которого живёт надежда на «добрую долю», Соколов показывает нам подлинную человечность своего характера. «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».

Главная черта Андрея Соколова – безграничная любовь и привязанность к родной стране. В образе его мыслей живёт душа народа. И свою жизнь он строит по «золотому правилу» народной этики: не делай больно ближнему своему. Андрей добр, доверчив к людям. А с какой трепетной нежностью относится он к маленькому Ванюше. Только человек мудрый и гуманный может так глубоко и просто сказать о непомерных тяготах войны, легших на плечи женщин и детей: «Вся держава на них оперлась! Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться? А вот не согнулись, выстояли!» Он сам перенёс все эти тяготы, но душа его не очерствела в той страшной, жестокой войне. И просыпаясь по ночам, этот сильный человек видит мокрую от слёз подушку. И ему не надо стыдиться своих слёз. Эти слёзы – выражение его чистой и прекрасной души. «Нет, не только во сне плачут пожилые , поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут самое главное – не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза», - считает автор. А мне кажется, что эти слёзы не стоит скрывать, они могут пробудить в молодых сердцах ту силу человеческого духа, которым обладали наши деды и отцы.

Герой рассказа, несмотря на реальный прототип, - образ собирательный, в котором воплотились все черты русского национального характера. Он отражает не просто одну историю жизни, а судьбу человека, который является достойным представителем своего народа, с честью выполнившим долг патриота и гуманиста. Автор восхищается своим героем, красотой его души, в его голосе мы слышим нотки гордости за русского человека, веру в его необъятные возможности. Рассказ Шолохова – это поэма о человеке, воине, труженике, который вынес все тяготы войны и сохранил в себе самое главное – человеческое достоинство, любовь к жизни, доброту и отзывчивую душу. Поднимаясь до вершин гуманистического искусства, писатель показывает нам трагическую судьбу человека , связанную с исторической судьбой народа, и одновременно победу этого человека над смертью и страданиями. «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества», - говорил Шолохов. И его рассказ «Судьба человека» очень точно соответствует этому предназначению и выполняет поставленную писателем задачу.

Версия для печати

Питер Джексон снимет дилогию по "Хоббиту"!

В начале двухтысячных годов на экраны кинотеатров вышли три фильма, снятые по мотивам великой саги Джона Р. Р. Толкина "Властелин колец". Картины заслужили признание зрителей, получили свыше десятка "Оскаров" и вывели жанр фентези на лидирующие позиции в кино, литературе, компьютерных играх. Всё это говорило в пользу того, что экраны посетит и экранизация истории, предваряющей "Властелин колец". Речь, конечно же, идёт о замечательной книжке "Хоббит: Туда и обратно" (The Hobbit: There and Back Again ).
Поклонникам пришлось ждать десять лет, но уже совсем скоро, 11 декабря 2013 года, их ждёт долгожданная премьера. Пока же можно познакомиться с потрясающим атмосферным трейлером и актёрским составом: http://tolkien-world.com/hobbit_movie/.


Заметки:
 
 
Сайт создан при поддержке литературного конкурса-семинара "Креатив" © 2011
Представленные на сайте сочинения предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении содержимого сочинений принадлежат авторам. Любое их использование возможно лишь с согласия самих авторов. Создатели сайта не несут ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в связи с использованием содержимого сочинений. При использовании сочинений в личных целях необходимо уведомить создателей сайта по следующему адресу: svuda@narod.ru.
   Яндекс цитирования