Главная страница
Cовременные pазвлекательные сервисы
Cовременные интернет-порталы
Oбзоры и рецензии
Ахматова Анна
Блок Александр
Интересный факт:

Бондарев Юрий
Булгаков Михаил
Бунин Иван
Быков Василь
Воробьёв Константин
Гоголь Николай
Горький Максим
Грибоедов Александр
Достоевский Фёдор
Древнерусская литература
Есенин Сергей
Карамзин Николай
Куприн Александр
Лермонтов Михаил
Лесков Николай
Маяковский Владимир
Некрасов Николай
Островский Александр
Пушкин Александр
Распутин Валентин
Салтыков-Щедрин Михаил
Солженицын Александр
Толстой Лев
Тургенев Иван
Чехов Антон
Шолохов Михаил
Шукшин Василий
Чацкий и Молчалин как герои-антиподы
(По пьесе "Горе от ума" Александра Грибоедова)
Версия для печати

Комедия Грибоедова «Горе от ума» - бессмертное произведение русской классики, которое по прошествии стольких лет продолжает притягивать и волновать нас. Основу его сюжета определяют две линии. Первая – это личная история Чацкого и крушение его любви. Вторая же, общественная, отображает конфликт молодого дворянина с тем обществом, выходцем из которого он является. Эти линии плавно переплетаются в развитии сюжета. Точно так же сливается личное с общественным в жизни главного героя пьесы – Чацкого.

Чацкий – человек «века нынешнего», человек незаурядного ума, честный, смелый, открытый. Он не принимает законов жизни старой Москвы, не хочет употреблять свои способности ради привычных, общепринятых в дворянстве целей. Поэтому герой отправляется в путешествие . Но среди причин, побудивших Чацкого уехать, есть ещё одна, терзающая его сердце. Любовь к юной Софье пугает его: ведь он старше её. И путешествие является чем – то вроде бегства от этой самой любви. Но видно нелегко даётся ему это решение, и горька разлука. Вот как об этом рассказывает Лиза:

… Слезами обливался,
Я помню, бедный он, как с вами
расставался…

Но вот Софье исполняется семнадцать лет, и он мчится в Москву, только ради неё, ради своей возлюбленной. Чацкий возвращается в надежде на тёплый приём, понимание и ответное чувство со стороны любимой девушки. Но что он видит? Софья изменилась, она стала высокомерна, раздражительна, холодна. Эти перемены, которые произошли в душе Софьи, огорчают Чацкого. Он страдает от того, что она отдаёт предпочтение лицемерному, услужливому Молчалину, и не хочет верить, что Софья искренне хвалит возлюбленного за лакейскую покорность и угодливость. Чацкий разочарован тем, что умная девушка поддалась общественному настроению и не пожелала прожить более яркую и насыщенную жизнь Страшно ещё и то, что Софья не только не любит, но и оказывается в толпе тех, кто клянёт и гонит Чацкого. Для него это трагедия, настоящее горе, горе от любви.

И это горе ещё более мучительно, потому что осложняется конфликтом с обществом. Ведь борьба Чацкого за сердце любимой становится моментом разрыва с окружающим его враждебным миром Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных. Герой бросает вызов этому миру. Он разоблачает крепостничество с его бесчеловечностью, духовной пустотой, лицемерием, невежеством; пытается доказать правоту своих убеждений, искренне надеясь сорвать маски с человеческих лиц. Чацкий открыт: всё, что у него на душе, он высказывает другим прямо, ничего не скрывая. Поэтому между ним и фамусовским обществом завязывается серьёзная борьба. Фамусов и Чацкий бросают друг другу вызов.

Смотрели бы, как делали отцы,
Учились бы, на старших глядя! –

произносит Фамусов. А в ответ – монолог Чацкого: «А судьи кто?» В своей пламенной речи герой клеймит «прошедшего житья подлейшие черты». Он говорит о том, что у власти стоят люди «грабительством богатые», «разливающиеся в пирах и мотовстве», которых совсем не волнуют проблемы государства и народные беды. В таком обществе правят не чацкие с их умом, а молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить», «там в пору карточку втереть».

Если Фамусов и Чацкий – люди разных поколений, то Молчалин и Чацкий - ровесники. Тем резче контраст между ними. Молчалин – счастливый соперник Чацкого в любви, но если бы он был достоин любви Софьи, то нашему герою, может быть, было бы не так горько от сознания, что ему предпочли ничтожного человека. «Вот он, на цыпочках и не богат словами», - говорит Чацкий о благообразном, скромненьком, притворно вежливом секретаре Фамусова. Молчалин беден и безроден, но он ставит перед собой цель достичь «степеней известных». И он их, по мнению Чацкого, достигнет: «Ведь нынче любят бессловесных». А поможет ему в этом тактика, которую он выбрал:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья:
Хозяину, где доведётся жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Тактика Молчалина уже приносит свои плоды – награждения по службе. Сам он говорит, что у него два таланта - умеренность и аккуратность, на что Чацкий иронически замечает: «Чудеснейшие два! и стоят наших всех». В своём лицемерии и низкопоклонстве Молчалин действует не так грубо и откровенно, как подхалим старого времени Максим Петрович. Он незаметно льстит при каждом удобном случае, льстит всем, кто может когда-нибудь быть полезным. И в Софью влюбляется только лишь потому, что она дочь его начальника, и её расположение очень может пригодиться. Молчалин считает, что в его лета «не должно сметь своё суждение иметь», что «надобно ж зависеть от других». На вопрос Чацкого: «Зачем же надобно?»- поясняет: «В чинах мы небольших». Но когда он достигнет «степеней известных», станет важным чиновником, эта тактика ему больше не понадобится: люди будут зависеть уже от него. Рабская мораль низкопоклонника неприемлема для Чацкого. «Зачем же мнения чужие только святы?» - с иронией спрашивает он Молчалина. Сам же Чацкий всегда высказывается прямо и свободно, считая , что нужно судить о людях не по их положению в обществе, а по деловым и нравственным качествам. Его возмущают жизненные принципы Молчалина, и он с горечью замечает: «Молчалины блаженствуют на свете!» Да, они могут приспособиться и найти своё место в дворянском обществе, а вот для нашего героя его там нет.

В этом обществе идеи Чацкого, его страдания, его страстные порывы остаются без отклика. Драма героя в том, что он видит весь трагизм ситуации, но исправить ничего не может. Чацкий обречён на поражение. Он ни в ком не находит поддержки. Его протест ещё слишком слаб, чтобы поколебать устои этого общества, не желающего никаких перемен в своей жизни. Это другая трагедия Чацкого, другое горе, горе от ума. Это драма человека, который не может закрыть глаза на окружающую действительность. Его порыв пока одинок. Ему одному не под силу побороть устои «старого общества». Чацкий уезжает ни с чем: ничего не добившись в любви и никого не переубедив своими страстными речами. Он покидает Москву изгнанником, увозя с собой «мильон терзаний»: разочарование в любимой девушке, неприязнь к людям фамусовского круга.

Неужели же все мечты и устремления Чацкого оказались бессмысленными? Нет, он проиграл только собственную битву, но выиграл гораздо больше. Победа его заключается в том, что он смог выдержать, не поддаться влиянию большинства, сумел остаться самим собой, не отказавшись от своих убеждений. И пусть «старый век» прочнее и крепче, подчинить себе «нового человека» он оказался не в состоянии. Ум Чацкого остался неуязвим. И этот ум ещё принесёт своему обладателю то высшее счастье, когда человек с верой в свою правду сможет победить ложь и несправедливость.

Версия для печати
Заметки:
 
 
Сайт создан при поддержке литературного конкурса-семинара "Креатив" © 2011
Представленные на сайте сочинения предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении содержимого сочинений принадлежат авторам. Любое их использование возможно лишь с согласия самих авторов. Создатели сайта не несут ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в связи с использованием содержимого сочинений. При использовании сочинений в личных целях необходимо уведомить создателей сайта по следующему адресу: svuda@narod.ru.
   Яндекс цитирования