Главная страница
Cовременные pазвлекательные сервисы
Cовременные интернет-порталы
Oбзоры и рецензии
Ахматова Анна
Блок Александр
Интересный факт:

Бондарев Юрий
Булгаков Михаил
Бунин Иван
Быков Василь
Воробьёв Константин
Гоголь Николай
Горький Максим
Грибоедов Александр
Достоевский Фёдор
Древнерусская литература
Есенин Сергей
Карамзин Николай
Куприн Александр
Лермонтов Михаил
Лесков Николай
Маяковский Владимир
Некрасов Николай
Островский Александр
Пушкин Александр
Распутин Валентин
Салтыков-Щедрин Михаил
Солженицын Александр
Толстой Лев
Тургенев Иван
Чехов Антон
Шолохов Михаил
Шукшин Василий
Рецензия на повесть "Один день Ивана Денисовича" А. Солженицына
(По повести "Один день Ивана Денисовича" Александра Солженицына)
Версия для печати

Нравственность – это внутренние, духовные качества человека, этические нормы, которыми он руководствуется в жизни. У каждого из нас бывают такие моменты, когда приходится делать свой нравственный выбор. Ведь судьба человека – сложное слагаемое воли, личности, обстоятельств. И мы можем только гадать, как поведёт себя каждый из нас, окажись он в сложной ситуации. Русская литература, в творчестве своих писателей, всегда поднимала нравственные проблемы, задаваясь вопросами: «Кто виноват?», «С чего начать?», «Что делать?», «Кто мы?» и «Что с нами происходит?». Ответы на них продолжают искать и современные художники. Один из них – Александр Солженицын. «Не результат важен, а дух! Не что достигнуто, а какой ценой», - не устаёт повторять этот писатель, выявляя истинные и ложные нравственные проблемы общества и человека.

Настоящим потрясением для миллионов советских людей стал выход в свет небольшой по объему, но сильной по звучанию повести А. Солженицына "Один день Ивана Денисовича". Замысел этого произведения возник у писателя в Экибастузском особом лагере. «Я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днём», - вспоминал позднее Солженицын. Задумка эта была очень смелой, потому что трудно себе представить, как удалось автору оставаться спокойным, естественным, почти обыденным в отражении такой жестокой и трагичной темы.

Произведение поражает нас реализмом и глубиной мысли. Солженицын пишет простым языком, не прибегая к каким-либо сложным литературным приемам: здесь нет метафор, ярких сравнений, гипербол. В повести используется лагерная лексика, характерные выражения и речевые обороты. Открывая её первые страницы, читатель будто окунается в кошмарный, беспросветный и бесконечный сон. И хотя это небольшое произведение всего об одном из трех тысяч шестисот пятидесяти трех дней срока, но вмещает оно в себя жизнь всей страны, всю ее правду и горечь, все её проблемы. Автору хватило описания этого одного единственного дня, чтобы полностью отразить всю лагерную жизнь. Интересен использованный при этом композиционный прием - замкнутость пространства: начало - герой просыпается, конец - засыпает. А внутри подробное описание всего того, что свершилось за день.

Лагерь - это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему. Писатель рассказывает о нём как о чем-то давно и прочно существующем, совсем не чрезвычайном, имеющем свой регламент, будничный свод правил выживания, свой фольклор, свою лагерную мораль и устоявшуюся дисциплину. То, что описывает автор - это не жизнь, а выживание. Выживание каждый день, постоянное напряжение, чтобы не совершить что-нибудь не по уставу, не разозлить какого-нибудь начальника, везде успеть, продумать каждый шаг. Все интересы заключенных, кажется, враща¬ются вокруг простейших животных потребностей организма: как "закосить" лишнюю порцию ба¬ланды, как при минус двадцати семи не запустить под рубаху стужу на этапном « шмоне», как сберечь последние крохи энергии в ослабленном хроничес¬ким голодом и изнурённом работой теле — сло¬вом, как выжить в лагерном аду.

Это неплохо удается сноровистому и смека¬листому русскому крестьянину Ивану Денисовичу Шухову. Подводя итог пережитому дню, главный герой радуется достигнутым удачам: за лишние секунды утреннего дрема его не посадили в кар¬цер, бригадир хорошо закрыл процентовку — бри¬гада получит лишние граммы пайка, сам Шухов купил табачку на два припрятанных рубля, да и начавшуюся было утром болезнь удалось перемочь на кладке стены ТЭЦ.

Все события повести будто убеждают чита¬теля, что все человеческое осталось за колючей проволокой. Этап, отправляющийся на работу, представляет собой сплошную массу серых тело¬греек. Имена утеряны. Единственное, что подтверждает индивидуальность, — лагерный номер. Человеческая жизнь обесценена. Рядовой заклю¬ченный подчинен всем : надзирателям и конвоирам, поварам и старшинам ба¬рака, таким же узникам, как и он. Его могут ли¬шить обеда, посадить в карцер, обеспечив на всю жизнь туберкулезом, а то и расстрелять.

И все же за всеми нечеловеческими реалиями лагерного быта выступают человеческие черты. Они проявляются в характере Ивана Денисовича, в монументальной фигуре бригадира Андрея Прокофьевича, в неразлучности "братьев"-эстон¬цев, в эпизодическом образе старика-интеллиген¬та, отбывающего третий срок и, тем не менее, не желающего отказываться от приличных челове¬ческих манер. Среди некоторой части нынешней читающей публики бытует мнение, что пора прекратить вспоминать давно отошедшие в прошлое ужасы сталинских репрессий, что мемуары очевидцев переполнили книжный рынок политической "чернухой". Но повесть Солженицына нельзя отнести к разряду конъюнктурных "однодневок". Лауреат Нобелевской премии верен лучшим традициям русской литературы, заложенным Некрасовым, Толстым, Достоевским. В Иване Денисовиче и в не¬которых других персонажах автору удалось во¬плотить жизнелю¬бивый русский дух. Таковы крестьяне в поэме "Кому на Руси жить хорошо". Все жалуются на свою судьбу: и поп, и помещик — а русский мужик, даже последний нищий, сохраняет спо¬собность радоваться уже тому, что он жив. Так и Иван Денисович. И смекалка ему прису¬ща: везде он успевает первым, все добывает для бригады, не забывая, правда, при этом и себя. И уныние ему чуждо. Радость доставляют Шухову маленькие бытовые удачи, когда его сноровка и сообразительность помогают обвести вокруг паль¬ца жестоких притеснителей и победить суровые обстоятельства.

Нигде не пропадет "русский характер". Может быть, он умен лишь практическим умом. Но душа его, которая, казалось бы, должна была ожесто¬читься, зачерстветь, не поддается "коррозии". За¬ключенный не обезличивается, не обездушивается. Он способен сострадать и жалеть. Переживает он за бригадира, заслоняющего собой бригаду от лагерного началь¬ства. Сочувствует безотказному баптисту Алешке, не умеющему на своей безотказности заработать немного и для себя. Помогает слабым, но не уни¬зившимся, не научившимся "шакалить". Даже ничтожного лагерного "придурка" Фетюкова иногда жалеет он, преодолевая здоровое презрение человека, умудрившегося сохранить достоинство в скотских условиях. Иногда жалость Шухова достигает нереальных пределов: он часто замечает, что и конвоирам, и сторожам на вышках не позавидуешь, ведь они вынуждены стоять на морозе без движения, в то время как заключенный может согреться на клад¬ке стены.

Иван Денисович - это реальный, более того, типичный персонаж. Способность замечать страдания отбы¬вающих срок рядом с тобой роднит заключенных, превращает в семью. Неразрывная круговая пору¬ка связывает их. Предательство одного может сто¬ить жизни многим. Возникает парадоксальная ситуация. Лишен¬ные свободы, загнанные за колючую проволоку, подобно стаду овец, заключен¬ные образуют государство в государстве. Их мир имеет свои законы. Они суровы, но справедливы. Заключенный в лагере не одинок. Честность и мужество здесь всегда вознаграждаются. И хотя отношения между людьми в лагере, бесспорно, ли¬шены сантиментов, они честны и по-своему гуманны.

Обществу заключённых в повести противостоит бездуш¬ный мир лагерного начальства, которое обеспечило себе безбедное существование, обратив узников в своих личных рабов. Надзиратели с презрением относятся к заключенным, пребывая в полной уверенности, что сами живут по-человечески. Но именно этот мир имеет звериное обличье. Таков надзиратель, способный забить плет¬кой человека за малейшую провинность. Таковы конвоиры, готовые расстрелять опоздавшего на перекличку "шпиона"-молдаванина, который за¬снул от усталости на рабочем месте. Таков отъев¬шийся повар и его приспешники, костылем отго¬няющие заключенных от столовой. Именно они, палачи, нарушили человеческие законы и, тем самым, исключили себя из человеческого сообще¬ства.Несмотря на страшные детали лагерной жизни, которые составляют бытовой фон, по¬весть Солженицына оптимистична по духу. Она доказывает, что и в таких условиях человек может сохранить своё достоинство и остаться человеком. Меня восхищает в этом произведении уровень правды – правды без уклончивости и компромиссов, обжигающей и неожиданной. Писателю удалось понять человека, раскрыть тайники его души и помочь не погубить то лучшее, что скрыто в нём. В этом величайшая заслуга Солженицына, который всем своим творчеством стремился победить ложь и отыскать правду.

Версия для печати

Отдых в Санкт-Петербурге. Пляжи.

В жаркую летнюю погоду всегда можно освежиться у прохладных водоёмов или речек. Какие пляжи Санкт-Петербурга лучше всего подходят для отдыха в компании семьи, друзей? Ответ на этот вопрос можно найти с помощью интернета. Например, на сайте ipetersburg.ru представлен большой каталог с описанием пляжей, схем проездов к ним, а также представленных там развлечений, услуг.


Заметки:
 
 
Сайт создан при поддержке литературного конкурса-семинара "Креатив" © 2011
Представленные на сайте сочинения предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении содержимого сочинений принадлежат авторам. Любое их использование возможно лишь с согласия самих авторов. Создатели сайта не несут ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в связи с использованием содержимого сочинений. При использовании сочинений в личных целях необходимо уведомить создателей сайта по следующему адресу: svuda@narod.ru.
   Яндекс цитирования