Главная страница
Cовременные pазвлекательные сервисы
Ахматова Анна
Блок Александр
Интересный факт:

Бондарев Юрий
Булгаков Михаил
Бунин Иван
Быков Василь
Воробьёв Константин
Гоголь Николай
Горький Максим
Грибоедов Александр
Достоевский Фёдор
Древнерусская литература
Есенин Сергей
Карамзин Николай
Куприн Александр
Лермонтов Михаил
Лесков Николай
Маяковский Владимир
Некрасов Николай
Обзоры и рецензии
Островский Александр
Отзывы на сетевые рассказы
Пушкин Александр
Распутин Валентин
Салтыков-Щедрин Михаил
Солженицын Александр
Толстой Лев
Тургенев Иван
Чехов Антон
Шолохов Михаил
Шукшин Василий
«Без имени – нет человека»
(По пьесе Максима Горького "На дне")
Версия для печати

Пьеса «На дне» - одно из самых значительных произведений Горького. Её успеху сопутствовало то, что автор, как и его обездоленные герои, прошёл суровую школу труда, вместе с ними, простыми мужиками, ремесленниками, босяками, медленно, но упорно пробиваясь «к свободе, к свету». Уже тогда он видел, как люди с нижних этажей жизни, разутые и раздетые, голодные и лишённые всех прав человеческого существования, мучительно ищут ответы на социальные и этические вопросы, вплоть до смысла жизни и назначения человека. И одной из блистательных сторон творчества Горького стало художественное воссоздание процесса этих великих исканий. В его пьесе герои , один другого униженнее, разорвавшие все связи с обществом и начисто отвергнутые им, ведут нескончаемые споры о таких категориях, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, гордость, честность. Своеобразие этого произведения состоит в тесном переплетении двух линий – обличительной и философской. Жизнь обитателей ночлежки, безысходность их положения и трагичность судьбы – это обличение социальной действительности. Философское содержание пьесы заключается в главном вопросе, который поставил автор: «Что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Пожалуй, этот вопрос так же сложен, как и сама жизнь. И вместе со своими героями Горький стремится найти такую истину, которая даст человеку реальный выход из тупика.

Действие пьесы происходит в ночлежке Костылёвых, которая напоминает собой тюрьму. Автор рисует нам настоящую трагедию раздавленных жизнью людей, у которых ничего нет, всё отнято, потеряно, втоптано в грязь. Настоящее этой ночлежки ужасно. Голод, болезни, нищета и пьянство – вот её характерные черты. Обитатели пришли сюда разными путями из всех слоёв общества. Барон был дворянином, Актёр играл на сцене, Бубнов имел красильную мастерскую, а Клещ был простым рабочим. Путь этих людей на «дно» индивидуален, но закономерность этого пути одинакова. В трудный момент общество не поддержало их, отвергло, растоптало их души, их личности, превратило в босяков, обрекло на гибель. В каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем. И на самом «дне», продолжают действовать неумолимые законы общества. Здесь существуют свои короли и подданные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники, но их взаимоотношения гораздо обнажённее, чем там, на верху жизни. В таких условиях у людей проявляются самые низменные черты характера: ненависть к окружающим, чёрствость, бессердечие, А ведь когда-то они знали и другую жизнь. «Нет у меня здесь имени…Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? » - с горьким чувством восклицает Актёр. И в этом возгласе отчаяния слышится нестерпимая боль, обида человека, выброшенного за борт жизни. У этих людей отобрали всё, даже имя, но веру в будущее не смогли отнять.

Несмотря на своё положение, они не теряют надежду найти в жизни какую-то опору, дающую силы выдержать всё. В труде пытается отыскать выход из тупика Клещ, в любви ищет свою защиту от реальности Настя, к Богу обращено сердце Анны, спившийся, потерявший своё имя Актёр живёт надеждой на возвращение утраченного таланта. О тайных своих желаниях эти люди говорят редко, сбивчиво, с трудом подыскивая слова. Но автор с удивительной чуткостью относится к их мечтам, вносящим некоторое чувство одухотворённости в столь безрадостное существование. Правда, в пьесе присутствует и другой тип характеров. В чём-то близки друг к другу Бубнов, Сатин, Барон. Они смирились с положением босяков, откровенно занимаются шулерством, цинично издеваются над несчастьями и чудачеством ближних, равнодушны к преступлениям. Но ,одновременно, эти люди верно и глубоко судят о жизни и о человеке. Природный ум, обречённый на бездействие, - вот противоречие их исходной позиции. Все герои пьесы , конечно, достойны лучшей участи. Но рисуя обитателей ночлежки и подчёркивая в них человеческие черты, вызывающие чувство сострадания, Горький вместе с тем показывает их полное бессилие. Они живут надеждами, но сделать что-нибудь, изменить своё положение не могут, да и не пытаются.

И тут появляется в пьесе новый, неведомо откуда взявшийся персонаж – Лука. Кто он такой? Бродяга, прошедший через все жизненные трудности и невзгоды, но сохранивший при этом доброту и интерес к людям. Он принёс с собой то, чего так остро не хватало этим несчастным: желание понять другого человека и помочь ему сочувствием. И, действительно, очень скоро Лука начинает понимать всех обитателей ночлежки и каждого в отдельности. Оценки старика точны, остроумны, образны. Но его влекут загадки и более широкого свойства: он стремиться постичь человеческую природу. На этом нелёгком пути Лука приходит к ряду мудрых наблюдений: «Есть – люди, а есть иные –человеки». «Есть земля неудобная для посева…и есть урожайная земля…что ни посеешь на ней – родит», - смело говорит старик Костылёву, чем, естественно, вызывает гнев кровопийцы-хозяина. С его появлением в тёмной, грязной, сырой ночлежке становится намного светлее. Лука – это утешитель, старающийся поднять человека в собственных глазах или же примирить его с безрадостным, рабским, нищенским существованием. В речах старца слышатся добрые слова, адресованные всем обитателям ночлежки. Он утешает умирающую Анну, вселяя в неё веру, что в ином мире она обретёт покой и счастье. Спившемуся Актёру дарит надежду на скорое излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков. А Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Лука убеждён, что главное – пробудить в человеке стремление изменить свою жизнь, и неважно, что для этого предложить. Именно в этом смысле в его речах нет границы между правдой и ложью. Но реальная жизнь опровергает «теорию» Луки. Всплеск ложных иллюзий заслоняет истинное положение вещей от несчастных обитателей ночлежки. И в этой ослабленной перед жестокой действительностью позиции они терпят полный крах своих надежд, начинается цепная реакция: Василиса избивает Наташу, Пепел убивает в драке Костылёва, за этим следует его арест, испытывает глубокое потрясение всё потерявший Клещ. А потом происходит более страшная трагедия: так и не сумев найти ответы на волнующие его вопросы, обрывает свою жизнь Актёр. Утешительная ложь Луки стала опасной игрушкой в руках обречённых людей. Она всего лишь на время подарила им успокоение, лишь на мгновение увела их от тяжёлой и грязной действительности в сказочный мир надежд. Поясняя своё отношение к героям пьесы, Горький не раз утверждал, что Лука – жулик, обманщик. Он, собственно, ни во что не верит. Но не следует воспринимать эти высказывания буквально. Ведь ложь не приносит Луке никаких выгод. Просто он видит, как страдают и мечутся люди, и ему очень жалко их. Конечно, его доброта оказывается бессильной перед сложными проблемами общества и человеческих отношений. Примиряя людей с жизнью, рисуя им лучшее будущее, он сам не знает каким путём его достигнуть. В образе Луки воплощается идея мнимого гуманизма, который призывает жалеть человека, выражая ему лишь внешнее сочувствие.

Автор пьесы выступает не на стороне проповедников лжи и сострадания, а на стороне тех, кто стремится к истине. И как бы горька и печальна эта истина ни была, она нужнее и лучше самой красивой лжи. Высокое назначение человека состоит в том, что он должен не примиряться с существующей жизнью, а активно бороться против всего чуждого правде, против окружающей несправедливости. Подлинный гуманизм воплощается в образе Сатина. Как и все его сотоварищи по несчастью, он лишён идеалов и цели в жизни. Но в то же время Сатин единственный, в чьи уста Горький смог вложить свои мысли. Из всех ночлежников только он способен сказать: «Я знаю, я читал».И только он понимает, что Лука лжёт из жалости к людям. Начиная, казалось бы, с защиты старика, Сатин развенчивает его философию. Ложь, по его мнению, - преступление. Он называет её «религией рабов и хозяев», считая, что следует не примирять человека с действительностью, а поставить её саму на службу человеку. Именно таков высокий смысл слов Сатина: «Человек – вот правда! Всё – в человеке, всё для человека! Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Этот монолог звучит с самого дна жизни, звучит как вызов обстоятельствам, породившим нищенское существование народа в ночлежках, подобных ночлежке Костылёвых. И всё-таки речь Сатина о «человеке – правде» бледна. Горький сам чувствовал, что такое выступление неорганично для характера героя. Однако, кроме Сатина её некому сказать ярче и лучше. Эта речь не воспринимается как прямой революционный призыв, потому что обитателям дна не присуще чувство протеста, чувство, заставляющее народ подниматься на борьбу. Но зато она вызывает ненависть к несправедливости и злу и заставляет думать.

Вопрос об утешительной лжи и беспощадной правде решается в пьесе как категорическое требование уничтожить всю ложь, разрушить социальную почву, на которой она возникает. Что делать, чтобы миллионы людей честного труда не скатились «на дно», а стали достойны великого имени - Человек? Ответ на этот вопрос сам Горький нашёл не сразу. Ему пришлось пройти суровую школу. И пребывание на дне жизни, среди «отбросов общества», породило у него, кроме испепеляющей ненависти к существующему строю, непоколебимую веру в исключительную талантливость простого человека. Он открыто прославляет людей независимых, дерзких, умеющих брать от жизни полной мерой, способных на героизм в любви, дружбе. Добро, отзывчивость, человечность, тоску по необыкновенному и, вместе с тем, ненависть ко лжи, лицемерию, эгоизму – вот что видит Горький на дне тогдашней жизни.

Версия для печати

Древние города Руси. Вологда.

Вологда, основанная в 1147 году, является одним из древних городов России. Её уникальные архитектурные произведения зодчих не один век привлекают любителей истории.
Основные архитектурные достопримечательности и памятники Вологды находятся в историческом центре города. Здесь можно посетить музеи, сохранившиеся застройки XIX — начала XX века, Софийский собор, архитектурный ансамбль Архиерейского двора Кремлёвской площади и многие другие интересные места. А расположенные в пяти минутах ходьбы от исторического центра гостиницы Вологды предоставляют современные, комфортабельные условия для проживания и отдыха.
Всё вместе делает Вологду привлекательным городом для посещения и ознакомления с древней историей Руси.


Заметки:
 
 
Сайт создан при поддержке литературного конкурса-семинара "Креатив" © 2011
Представленные на сайте сочинения предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении содержимого сочинений принадлежат авторам. Любое их использование возможно лишь с согласия самих авторов. Создатели сайта не несут ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в связи с использованием содержимого сочинений. При использовании сочинений в личных целях необходимо уведомить создателей сайта по следующему адресу: svuda@narod.ru.
   Яндекс цитирования