Главная страница
Cовременные pазвлекательные сервисы
Ахматова Анна
Блок Александр
Интересный факт:

Бондарев Юрий
Булгаков Михаил
Бунин Иван
Быков Василь
Воробьёв Константин
Гоголь Николай
Горький Максим
Грибоедов Александр
Достоевский Фёдор
Древнерусская литература
Есенин Сергей
Карамзин Николай
Куприн Александр
Лермонтов Михаил
Лесков Николай
Маяковский Владимир
Некрасов Николай
Обзоры и рецензии
Островский Александр
Отзывы на сетевые рассказы
Пушкин Александр
Распутин Валентин
Салтыков-Щедрин Михаил
Солженицын Александр
Толстой Лев
Тургенев Иван
Чехов Антон
Шолохов Михаил
Шукшин Василий
Сюжет, образы, проблематика поэмы "Хорошо!" В. Маяковского
(По поэме "Хорошо!" Владимира Маяковского)
Версия для печати

Советская поэзия, ровесница Октября, была своеобразнейшей летописью бурной революционной эпохи в России начала двадцатого века. Идеалы борьбы за переустройство старого мира вдохновляли литературу и искусство нового времени с первых же шагов, поэтому, не случайно, Октябрьская революция стала главной темой этой поэзии. Именно со стихов, как справедливо утверждал Владимир Маяковский, и началась литература революции. Перед нами его поэма «Хорошо!». Дыханием времени веет с её страниц. Читая это яркое произведение, мы окунаемся в атмосферу революционной эпохи, острейших социальных конфликтов, строительного энтузиазма, свершения великих дел. Поэт, рассказывая о «времени и о себе», повествует о рождении новой страны и нового человека.

Поэму «Хорошо!», в которой поэтически воссоздаётся борьба народа за победу революции, за воплощение её идеалов, Маяковский пишет к десятилетию Октября. Уже в лирическом вступлении поэт чётко определяет задачу: вспомнить героические события тысяча девятьсот семнадцатого года, рассказать о пережитом страной за десять лет, прославить достижения советских людей. Обращение к истории, по мнению Маяковского, должно послужить современности. В соответствии с этим замыслом композиционным центром поэмы становятся главы, непосредственно рассказывающие об Октябрьской революции. С хронологической точностью поэт воспроизводит всё, чему был свидетелем. Эти главы написаны в эпическом ключе: на первый план выдвинуты сами участники событий, авторская речь отступает как бы на второй план. Резкими сатирическими мазками рисует Маяковский портреты врагов революции. Используя такой приём, как гротеск, поэт изображает незадачливого премьера Временного правительства Керенского, картины его «правления»:

Слова и слова.
       Огнесловая лава.
Болтает
       сорокой радостной.
Он сам
       опьянён
               своею славой
пьяней,
        чем сорокаградусной.

Прибегая к пародийному использованию известных произведений, он показывает нам образы «влюблённой старушки» Кусковой и «усатой няни»,лидера партии кадетов, - Милюкова, который цинично благословляет её, приговаривая: «При Николае и при Саше мы сохраним доходы наши». С иронией рассказывает автор о театральном прощании Врангеля с русской землёй, хотя, с позиции сегодняшних дней, мы понимаем, какой трагедией для настоящих русских офицеров был этот вынужденный побег с родины.

Всем этим названным господам противостоят в поэме силы революции. Главным героем здесь, конечно же, является народ, борющийся и побеждающий. В поэтический рассказ о тех событиях вступают живые голоса рабочих, крестьян, солдат, матросов. Настроения масс выражаются в гневных репликах протеста против продолжения войны, против контрреволюционной политики Временного правительства. В шестой главе, которая подчёркнута кольцевым обрамлением –«Дул, как всегда, октябрь ветрами…», Маяковский изображает главное событие – захват Зимнего дворца. Эта часть поэмы очень динамична: наступление революционных войск, бегство Керенского, два полюса – штаб революции Смольный и последнее пристанище Временного правительства – Зимний дворец, выстрел «Авроры», штурм и низвержение правительства – всё это уместилось на нескольких ёмких страницах . В описании этого эпизода автор явно прибегает к гиперболе. Одной –двумя фразами он очень метко характеризует героев. Вот, например, революционные отряды сломили сопротивление юнкеров, притихли перепуганные министры:

И в эту
       тишину
               раскатившийся всласть
бас,
       окрепший
                над реями рея:
«Которые тут временные?
       Слазь!
Кончилось ваше время».

В словах матроса дерзко, с грубоватой прямотой и решительностью, выражен приговор истории. В этих словах заключён глубокий смысл: кончилось время эксплуататоров, наступает новая историческая эпоха, народ берёт власть и судьбы страны в свои руки.

В восьмой и девятой главах Маяковский рассказывает о новом отношении к труду, о новом трудовом почине – субботнике. Поэт подчёркивает добровольность решения рабочих, их зарождающееся чувство хозяина, высокую сознательность. Поэтому он широко использует приём нарочитой тавтологии: «наши вагоны», «наши дрова», «на нашем пути». В понимании его героев, субботник – это «свободный труд свободно собравшихся людей». Мы видим, как в пятнадцатой главе эти люди расчищают в мороз железнодорожные пути от заносов, причём делают это добровольно, понимая, насколько стране нужны сейчас их руки.

Идеалом и высшим стремлением для поэта является желание жить одной жизнью с огромной страной, чувствовать себя одним из «многих миллионов». Земля, с которой «вместе мёрз», «вдвоём голодал», - эта земля ближе и дороже всего. Поэтому такой любовью проникнуты строки лирических отступлений, воспевающие образ юной страны, «страны- подростка»:

И я,
       как весну человечества,
рождённую
       в трудах и в бою,
пою
        моё отечество,
республику мою!

Образ лирического героя в поэме нельзя полностью отождествлять с личностью поэта. Он не просто ведёт повествование, а эмоционально окрашивает его. Этот образ отражает какие – то черты жизни и личности поэта, но в то же время имеет более обобщённый характер. В нём угадывается типичный советский человек, чувства которого – это чувства всего народа. И голос лирического героя становится голосом народа, выражением его мнений и мыслей.

Такое органичное слияние эпического и лирического определяет жанровую природу поэмы «Хорошо!» как поэмы лиро-эпической.

«Октябрьская поэма», таково первоначальное название произведения, посвящена трудному становлению советского строя, суровым испытаниям, которые выпали на долю русского народа. Но она очень оптимистична по своей тональности. Поэт верит в будущее своей страны, поэтому патриотической гордостью проникнуты строки:

Я с теми,
        кто вышел
                строить
                       и месть
в сплошной
        лихорадке
               буден.
Отечество
        славлю,
               которое есть,
но трижды –
        которое будет.

Для сегодняшнего поколения поэма Маяковского «Хорошо!» имеет огромное познавательное значение. Пусть она не очень актуальна в наши дни, но читая её мы узнаём историю своей страны, своего народа, учимся чувству глубокого патриотизма, любви к Родине. Мы словно слышим призывный голос поэта: « Мечтайте, дерзайте, сами стройте своё счастливое будущее!»

Жизнь прекрасна
        и
                  удивительна.

Версия для печати
Заметки:
 
 
Сайт создан при поддержке литературного конкурса-семинара "Креатив" © 2011
Представленные на сайте сочинения предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении содержимого сочинений принадлежат авторам. Любое их использование возможно лишь с согласия самих авторов. Создатели сайта не несут ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в связи с использованием содержимого сочинений. При использовании сочинений в личных целях необходимо уведомить создателей сайта по следующему адресу: svuda@narod.ru.
   Яндекс цитирования