Главная страница
Cовременные pазвлекательные сервисы
Ахматова Анна
Блок Александр
Интересный факт:

Бондарев Юрий
Булгаков Михаил
Бунин Иван
Быков Василь
Воробьёв Константин
Гоголь Николай
Горький Максим
Грибоедов Александр
Достоевский Фёдор
Древнерусская литература
Есенин Сергей
Карамзин Николай
Куприн Александр
Лермонтов Михаил
Лесков Николай
Маяковский Владимир
Некрасов Николай
Обзоры и рецензии
Островский Александр
Отзывы на сетевые рассказы
Пушкин Александр
Распутин Валентин
Салтыков-Щедрин Михаил
Солженицын Александр
Толстой Лев
Тургенев Иван
Чехов Антон
Шолохов Михаил
Шукшин Василий
Сюжет, герои, проблематика повести "Шинель" В. Гоголя
(По повести "Шинель" Василия Гоголя)
Версия для печати

Наша литература богата талантами, величина которых поражает и восхищает. Одним из них является гениальный писатель, сказавший своё веское слово не только в русской, но и в мировой культуре, -Николай Васильевич Гоголь. Точная оценка его творчества выражена в словах Белинского: «Гоголь не льстит жизни, но и не клевещет на неё; он рад выставить наружу всё, что есть прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает и её безобразия. В том и другом случае он верен жизни до последней степени». Творения этого писателя, обнажающие социальные пороки царской России, становятся одним из важнейших звеньев русского критического реализма, а его взор устремляется в глубь народной жизни. Идеи высокого призвания человека, широкого развития творческих сил народа пополняют источник поэтического вдохновения Гоголя. Нравственный и социальный идеал писателя ясно выступает в сопоставлении стремлений, мыслей, всего поведения героев с запросами народной жизни, с интересами её развития и движения вперёд. Мелочное, прозаически – убогое прозябание и широкая жизнедеятельность – эти два полюса живо ощущаются в лучших созданиях великого русского сатирика. И особенно в тех произведениях, где он поднимает тему «маленького человека», запуганного, бесправного, беззащитного в этом жестоком и несправедливом окружающем мире. Наиболее остро эта тема затронута в повести «Шинель», а её главный герой является ярким примером такого «маленького человека».

То, что этот образ типичен для России того времени, мы понимаем с первых же слов автора: «В одном департаменте служил один чиновник». И не надо конкретизировать: где и в каком. Потому что в любом из них существует свой маленький человек , жертва системы, прообразом которого и является Акакий Акакиевич Башмачкин. Рисуя этот персонаж, Гоголь показывает нам, до какой степени калечит, духовно опустошает человека мир департаментов, ведомств, где господствует мёртвая форма циркуляров, где сущность дела никого не интересует. Именно в этом мире казённых бумаг и проводит всю свою жизнь главный герой –«вечный титулярный советник», «чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат». В департаменте ему не оказывают никакого уважения. Сторожа не встают с мест, когда он проходит мимо, как будто « через приёмную пролетает простая муха». Начальники поступают с ним «холодно-деспотически», а молодые чиновники посмеиваются и острят, сочиняя про него разные смешные истории. В ответ же мы только слышим: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Башмачкин до того жалок и запуган, что не может постоять за себя. И тут за него вступается автор в образе молодого человека, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, но остановился , как будто пронзённый, услышав в словах бедного чиновника: «Я брат твой».

Трудно живётся Акакию Акакиевичу в своей должности, но он уже привык к этой бессмысленной работе, переписке бумаг, и даже любит её. В простом переписывании ему видится свой разнообразный и приятный мир. У Башмачкина есть даже свои любимые буквы. Когда он доходит до них, то бывает сам не свой: и подсмеивается, и подмигивает, и помогает губами. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич не пытается даже размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться и переживать.

Так, получая нищенское жалование, без семьи, без друзей, без каких-либо желаний и стремлений живёт Башмачкин десятки лет. В мире этого чиновника ничего не происходит, и ,не случись невероятной истории с шинелью, о нём нечего было бы рассказать. Акакий Акакиевич не стремится к невиданной роскоши: он просто вынужден заказать себе новую шинель, так как старая пришла в негодность. Мечта о шинели на вате становится для него подобием великой и невыполнимой задачи. И чтобы достигнуть желаемого, ему приходится голодать по вечерам, отказываться от чая, не жечь свечей и сидеть в темноте. Но жизнь его наполняется смыслом. Сам процесс обдумывания, как и какую шить шинель, хлопоты, связанные с покупкой материала, примерки – всё это доставляет Башмачкину радость, которую он раньше никогда не испытывал. Даже внешность его меняется: он становится живее, твёрже характером, как человек у которого есть в жизни цель, с лица его исчезает нерешительность, а в глазах появляется огонь. Наконец шинель сшита, и наш герой отправляется в ней в департамент. В этой сцене мы вновь чувствуем суровую и беспощадную сатиру автора, обличающего низменные нравы сослуживцев Башмачкина. Те, кто раньше не считал его за человека, увидев его в новой шинели, резко меняют к нему отношение. Гоголь иронизирует над этими людьми, готовыми проникнуться уважением к вещи , но не способными разглядеть душу.

Радостный вечер торжества «маленького человека» вдруг оборачивается для него трагедией. Воры похищают его новую шинель. Акакий Акакиевич обращается за помощью к разным людям, но нигде не находит ответа. В чиновничьем мире все глухи к мольбам и страданиям простого человека. «Значительное лицо», у которого ищет защиты наш герой, не только не помогает ему, но, наоборот, наносит ещё большую обиду: он «распекает» Башмачкина за неуважение, топая ногами и «повышая голос до такой сильной ноты», что тот, бедный, не выдерживает, и его выносят почти без движения. Именно в этой сцене с наибольшей силой проявляется социальная трагедия «маленького человека». Он оказывается бессилен перед лицом бездушной бюрократической машины и, в конце концов, погибает так же незаметно, как и жил. Исчезает «существо , никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание».

Финал повести фантастичен, но именно такой способ позволяет писателю ввести в произведение тему правосудия. Призрак чиновника срывает шинели со знатных и богатых. Только после смерти Башмачкин поднимается на недоступную ранее высоту, становится способным на бунт и даже на месть. Смысл фантастического воскресения Акакия Акакиевича заключается в том, что в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека бывают моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Срывая шинели с сановных лиц, «маленький человек» становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорблённых, героем, способным постоять за себя и дать отпор бесчеловечному и несправедливому окружающему миру.

Основное значение повести Гоголя для русской литературы состоит в том, что он выводит в ней «маленького человека» как героя, как личность. Впоследствии русские писатели будут часто опираться на эту гоголевскую традицию. Нам хорошо известны слова Достоевского: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». В своём произведении писатель выступает в защиту бесправных, униженных обществом людей, высказывая им самое искреннее, тёплое сочувствие . В его повести трагическое и комическое взаимно дополняют друг друга. Посмеиваясь над умственной ограниченностью своего героя, Гоголь показывает, что жалок не он сам, а тот мир, который делает его таким. Это смех автора сквозь слёзы. Недаром Белинский писал о его повести: «Смешная комедия, которая начинается глупостями, продолжается глупостями и оканчивается слезами и которая, наконец, называется жизнью. И таковы все его повести: сначала смешно, потом грустно! И такова жизнь наша: сначала смешно, потом грустно! Сколько тут поэзии, сколько философии, сколько истины!» Конечно, гоголевские образы чаще всего не являются воплощением лучших человеческих качеств, но их внутренний пафос, их внутренняя энергия направлены на совершенствование жизни и человека. Поэтому воздействие произведений Гоголя на читательскую аудиторию не только не уменьшается, но непрерывно расширяется и возрастает.

Версия для печати
Заметки:
 
 
Сайт создан при поддержке литературного конкурса-семинара "Креатив" © 2011
Представленные на сайте сочинения предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении содержимого сочинений принадлежат авторам. Любое их использование возможно лишь с согласия самих авторов. Создатели сайта не несут ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в связи с использованием содержимого сочинений. При использовании сочинений в личных целях необходимо уведомить создателей сайта по следующему адресу: svuda@narod.ru.
   Яндекс цитирования