Главная страница
Cовременные pазвлекательные сервисы
Ахматова Анна
Блок Александр
Интересный факт:

Бондарев Юрий
Булгаков Михаил
Бунин Иван
Быков Василь
Воробьёв Константин
Гоголь Николай
Горький Максим
Грибоедов Александр
Достоевский Фёдор
Древнерусская литература
Есенин Сергей
Карамзин Николай
Куприн Александр
Лермонтов Михаил
Лесков Николай
Маяковский Владимир
Некрасов Николай
Обзоры и рецензии
Островский Александр
Отзывы на сетевые рассказы
Пушкин Александр
Распутин Валентин
Салтыков-Щедрин Михаил
Солженицын Александр
Толстой Лев
Тургенев Иван
Чехов Антон
Шолохов Михаил
Шукшин Василий
Тема, идеи, образы повести "Бедная Лиза" Н. Карамзина
(По повести "Бедная Лиза" Николая Карамзина)
Версия для печати

В конце восемнадцатого века в литературе стало утверждаться новое направление - сентиментализм, вождём которого в России выступил молодой талантливый писатель Николай Карамзин. Это было передовое, вдохновлённое просветительской идеологией, искусство, которое по-новому изображало человека и саму жизнь. Опираясь на своих предшественников, сентиментализм, как и реализм, провозглашал внесословную ценность человека, воспитывал чувство достоинства и уважения к своим силам, способностям и талантам. Но между этими двумя направлениями были и существенные отличия. Реализм, раскрывая личность, тесно связывал её с окружающим миром. Сентиментализм, превознося человека, погружал читателя лишь в нравственный мир своего героя, изолировал его от жизни, обстоятельств, быта. Он противопоставлял имущественному богатству и благородству происхождения богатство чувства и благородство души. Но герой этого литературного направления , к сожалению, был лишён боевого духа. Убегая из реального мира, в жестокой феодальной действительности он всегда оказывался жертвой. Зато у себя дома, в кругу своих страстей и переживаний, это был великий человек, потому что являлся нравственно свободной и духовно богатой личностью. Пребывая в своём уединении, он всё – таки стремился к счастью и любви.

Наиболее ярким примером произведения, соответствующего направлению сентиментализма, явилась повесть Карамзина «Бедная Лиза». Она внесла новое слово в литературу, в ней говорилось о русской жизни, о нравственном мире простых людей. Но что самое важное – повесть, как жанр, перестала быть сатирической или авантюрной. Карамзин создал новый тип произведения, в котором, по словам Белинского, «как в зеркале верно отражается жизнь сердца, как её понимают, как она существует для людей того времени». «Чувствительность» - так на языке восемнадцатого века определяли главное достоинство повести Карамзина, которая учила людей состраданию, открывала в их душах нежнейшие чувства и нежнейшие страсти. Современный же читатель обнаруживает в этом произведении прежде всего трагизм человеческой жизни той эпохи.

Сюжет «Бедной Лизы», преподносимый нам как «печальная быль», крайне прост, но полон драматического содержания. Он посвящён традиционной любовной теме: истории чувств двух любящих людей. При решении этой задачи Карамзин разрушает литературные каноны того периода, касающиеся подобных произведений. Его герои ищут счастья в любви, но живя в большом и жестоком мире, оказываются втянутыми в какой- то непостижимый для них конфликт с действительностью. Бесчеловечный, фатальный закон этой самой действительности лишает их счастья, делает жертвами, обрекает на гибель или постоянные страдания. Герои Карамзина словно люди, потерпевшие кораблекрушение, выброшенные на суровый и дикий берег, одинокие на безлюдной земле. Конфликт «Бедной Лизы» порождён действительностью, её противоречиями.

Главная героиня повести, «прекрасная, любезная Лиза», хотя и является дочерью зажиточного поселянина, всего лишь крестьянка. После смерти своего отца она вынуждена, не щадя своей нежной молодости, своей редкой красоты, трудиться день и ночь, чтобы прокормить себя и свою больную мать. Чувствительная добрая старушка благодарит всевышнего за такую дочь. «Бог дал мне руки, чтобы работать», -говорит Лиза. И она работает: ткёт холсты, вяжет чулки, собирает ягоды и цветы, чтобы продавать их в Москве. И именно продавая ландыши, она знакомится с молодым человеком, который впоследствии станет главной любовью всей её жизни. Эраст – богатый дворянин, «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Он ведёт рассеянную жизнь, думает только о своём удовольствии, ищет его в светских забавах, часто скучает и жалуется на судьбу. Но с появлением любви жизнь его сразу меняется. Карамзин удивительно поэтично и романтично описывает чувство , возникшее у этих молодых людей, сравнивая его с восхитительной, волшебной, небесной музыкой. Узнав, что Эраст её любит, Лиза , чистая душа, самозабвенно, не задумываясь, отдаётся этому чувству. В пробуждении утренней природы отражается зарождение Лизиной любви: «Но скоро восходящее светило дня пробудило все творения: рощи, кусточки оживились; птички вспорхнули и запели; цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света». Природа, на протяжении всей повести, наравне с героями, будет главным действующим лицом. Она поможет нам глубже понять чувства и переживания каждого персонажа, вместе с ними она будет радоваться и грустить, смеяться и плакать.

Но прекрасная, взаимная любовь не выдерживает испытания на прочность. И виноват в этом жестокий мир, в котором живут молодые люди. В этом мире условности стоят выше человеческого счастья. Возникает сложный социальный конфликт: пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой необычайно велика. У Эраста не хватает сил, чтобы защитить свою любовь, он вынужден от неё отказаться. Какую трогательную картину рисует автор в сцене расставания, где бедная девушка, прощаясь с любимым, словно прощается со своею душой. Даже природа в этот момент пребывает в молчании. Но в героине ещё живёт золотой лучик надежды, вера в то, что она будет счастливой. Лизиным мечтам не суждено сбыться. Раскрывая обман своего возлюбленного, она понимает, что не сможет больше жить на этом свете. Бедная девушка бросается в воды глубокого пруда. И в этом отчаянном поступке проявляется вся сила её нежной и хрупкой души.

Читатель, конечно же осуждает Эраста за слабость, винит его в смерти Лизы. Но только ли он виноват? Ведь, узнав о случившейся трагедии, герой так и не находит себе утешения и до конца жизни остаётся несчастлив. Мне кажется, Эраст достаточно наказан, более того, отвечать должен не только он, а то общество, тот порядок, который своими законами обрекает людей на гибель.

Показывая нам драму человеческой души, Карамзин все-таки отказывается от исследования вызывающих её причин. Он всячески стремится уйти от вопроса – кто виноват? В его пьесе есть страдание, но нет виновных в нём. Писатель стремится всё объяснить лишь фатальным законом господствующего в мире зла. Карамзин испытывает страх перед социальными противоречиями, господствовавшими в то время в России. Но попытка уйти от них в мир нравственный не приносит ему спасительного выхода. Перелом в убеждениях писателя, когда он станет считать, что художник должен быть «органом патриотизма», наступит гораздо позднее. А пока Карамзин даёт читателю возможность восхищаться удивительной повестью о прекрасной и чистой любви. Всеми силами своего таланта он воспевает это чувство, которое является величайшей ценностью в жизни.

Версия для печати
Заметки:
 
 
Сайт создан при поддержке литературного конкурса-семинара "Креатив" © 2011
Представленные на сайте сочинения предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении содержимого сочинений принадлежат авторам. Любое их использование возможно лишь с согласия самих авторов. Создатели сайта не несут ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в связи с использованием содержимого сочинений. При использовании сочинений в личных целях необходимо уведомить создателей сайта по следующему адресу: svuda@narod.ru.
   Яндекс цитирования