Главная страница
Cовременные pазвлекательные сервисы
Cовременные интернет-порталы
Oбзоры и рецензии
Ахматова Анна
Блок Александр
Интересный факт:

Бондарев Юрий
Булгаков Михаил
Бунин Иван
Быков Василь
Воробьёв Константин
Гоголь Николай
Горький Максим
Грибоедов Александр
Достоевский Фёдор
Древнерусская литература
Есенин Сергей
Карамзин Николай
Куприн Александр
Лермонтов Михаил
Лесков Николай
Маяковский Владимир
Некрасов Николай
Островский Александр
Пушкин Александр
Распутин Валентин
Салтыков-Щедрин Михаил
Солженицын Александр
Толстой Лев
Тургенев Иван
Чехов Антон
Шолохов Михаил
Шукшин Василий
Тема народа в повести "Деревня" И. Бунина
(По повести "Деревня" Ивана Бунина)
Версия для печати

Русский писатель Иван Алексеевич Бунин, окончивший свои дни в Париже, при жизни не был знаменитым писателем в обычном смысле этого понятия. Эмиграция стала поистине трагической страницей в биографии Бунина, порвавшего навсегда с родной русской землёй, которой он был, как никто другой, обязан своим прекрасным даром и к которой был привязан «любовью до боли сердечной». Даже присуждённая ему Нобелевская премия не способствовала популярности имени писателя на Родине. За всю долгую писательскую жизнь был только один период, когда внимание к нему заметно усилилось, - это появление в тысяча девятьсот десятом году повести «Деревня». О ней писали много, как ни об одной из книг Бунин ни до, ни после этой повести. Но даже в этом случае было ещё очень далеко до того, что называется славой писателя, подразумевая не легендарную прижизненную славу Толстого или Горького, но хотя бы тот обширный и шумный интерес в читательской среде получали в своё время произведения литературных сверстников Бунина-Л. Андреева или А. Куприна. Бунин только теперь обретает у нас того большого читателя, которого достоин его поистине редкостный дар. Хотя идем, проблемы и действительность, послужившие основой его стихов и прозы, уже принадлежат истории, его художественный опыт, верный русский классический традициям, продолжает оказывать влияние на творчество современных писателей.

Сам же он всегда считал себя учеником трёх «богов» в литературе: Пушкина, Толстого Чехова. Великая русская литература, по понятиям Бунин, была знаменем дворянства, его культуры, его роли в исторической жизни общества. Он считал идеалом, время расцвета дворянской культуры, устойчивости усадебного быта, за дымкой времени утратившего характер жестокости, бесчеловечности крепостнический отношений. На этом идеале покоилась вся красота бунинской поэзии прозы. Но как бы ни любил он ту эпоху, как бы ни желал родиться и прожить в ней всю свою жизнь, будучи её плотью и кровью её любящий сыном и певцом, как художник не мог обходиться один этим миром сладких мечтаний.

Он принадлежал своему времени, такому трудному и неуютному, и мало кому давалось такая зоркость на реальные черты действительности бесповоротно разрушавшей все красоты мира. Дворянин Бунин выступил в литературе с большим историческим опозданием: там уже занимала прочное место молодёжь, родившаяся не в наследственных усадьбах, а в мужицкий избах. Но идти по пути Толстого, с его отказом от привилегий и предрассудков дворянства, не было судьбой таланта Бунина. Хотя, в дни тяжёлый раздумий и смятения, его тянуло и в заброшенную усадьбу, и на деревенскую улицу, и в любую избу, и в кузницу, и на ярмарку, и на покос к мужикам - словом, туда, где люди, где поют и плачут, бранятся и спорят, где течёт пёстрая народная жизнь. Можно с полной уверенностью говорить о глубоком, пристальном, не из третьих рук полученном знании этой жизни.

Бунин, как мало кто до него в нашей литературе, знал житьё – бытьё, нужды, мечтание барина и мужика, сельского торгаша и бедного учителя, скупщика и бродячего портного. Он показывал быт, жильё, одежду, повадки всегда этого разношерстного люда в наглядности, порой близкой к натурализму. Волнующие истории из народной жизни стали незаменимыми художественными документами целой эпохи. Бунинские образы крестьян и крестьянок наделены такими чертами индивидуальности, что мы порой забываем, что это литературные персонажи, плод фантазии автора. Эти живые мужики и бабы, старики и старухи, батраки и отбившиеся от рук «хозяева»- представители всей русской деревни начало века. В отношении людей мужицкого мира в дореволюционных деревенский вещах Бунина, все симпатии и неподдельное сочувствие художника на стороне бедных, изнурённых нуждой, голодом, унижениями. В них его особо трогают покорность судьбе, терпение во всех испытаниях, нравственная чистота, вера в бога. Бунин искренне любит своих деревенский герое, сохранивших врождённое чувство красоты земли, жизнелюбие, доброту. Он начинает замечать, что в них пробуждаются недоумение перед очевидной несправедливостью мироустройства, самостоятельное человечество сознание. Чутким ухом художника писатель улавливает те новые интонации в крестьянских голосах, которые уже не оставляют сомнений относительно противопомещичьих настроений, являются явными признаками предгрозового времени. Достаточно вспомнить рассказы «Золотое дно» и «Сны». Свидетельство Бунина о назревавших в канун революции настроениях крестьянской массы очень значительно, потому что сам он далёк от революционных взглядов, а всей душой связан с тем миром помещичьих усадеб, для которых « красные петухи», упомянутые в «Снах», были грозным, памятным со времён пугачёвщины знамением.

Чуткость и острота восприятия процессов, происходивший в деревне в канун, во время и после революции тысяча девятьсот пятого года, пожалуй, наиболее ярко проявляются в его главном произведении «деревенского цикла» - повести «Деревня». Эта повесть – вершина дореволюционного творчества Бунина. Этой повестью, произведшей настоящую бурю в литературном мире, писатель нажил себе врагов, которые не уставали повторять, что он - холодный и злобный писатель, оклеветавший крестьянскую Россию и не желающий увидеть в ней ничего светлого, положительного. Между тем «Деревня» создавалось Буниным с такой страстью и муками, с какими он вряд ли что-нибудь писал. Он с детства хорошо знал деревенскую жизнь, у него были друзья, сначала среди ребятишек, а потом из деревенской молодёжи, с которыми он коротал много времени, бывая запросто в их избах, знал до тонкости крестьянский язык. «В деревне прошла моя жизнь, следовательно, я имею возможность видеть экспресса», говорил Бунин. Своим знанием, считая его первостепенным долгом каждого мыслящего человека, тем более писателя.

«Деревня» перенасыщена материалом действительности тех лет, полных бурных надежд и горьких разочарований. Здесь все: и пылающая вдалеке помещичье усадьбы, и попытка мужицкого самоуправства в самой Дурной, принадлежащей теперь Тихону Красову, правнуку крепостного, затравленного борзыми помещика Дурнова. Своё благополучие мужик Красов основал не столько на развалинах разорившейся дворянкой усадьбы, сколько на деревенской бедноте. Но его благополучие не приносит ему счастья. Жизнь его проходить в тоске грязных будней. Тихой пьёт, но пьёт потому, что все кругом пьют, тоскует потому, что нельзя не тосковать при таком существовании. Свою жизнь он нередко называет каторгой, петлёй, золотого клеткой. И всё – таки продолжает шагать по этой жизни, года которой текут однообразно, сливаясь в один рабочий день. Красов, типичный русский человек, является отражением своего времени, с его суматошной и революционной горячкой, сего многолюдством, разноголосицей и спорами. В «Деревне» немного героев с именами и прямым участием в событиях, гораздо больше безымянного сельского и уездного люда, мужиков, покупателей в лавке Тихона Красова , нищих, странников, то торговцев. И все они что-то вспоминают, о чём-то рассказывают сгущая тёмные краски в изображении деревенской действительности Раздумья самого автора о беспросветной жизни в деревне преследуют нас на протяжении всей повести. Например, они явно ощущаются в диалоге Красова с братом Кузьмой. Тихон говорит: «Посиди-ка у деревни, похлебай-ка серых щей, поноси худых лаптей!» «Лаптей!- где-то отзывается Кузьма – Вторую тысячу лет, брат, таскает их, будь они трижды прокляты! А кто виноват ?» Сам Кузьма всю жизнь мечтает учиться и писать. Ему хочется рассказать о небывалой нищете и о страшной в своей обыденности быте, что калечит людей. Обдумывая свою жизнь, он и казнит себя, и оправдывает. Его история – это история всех русских самоучек. Он родился в старине, имеющей более ста миллионов безграмотных. Он рос в Черно Слободе, где ещё до сих пор насмерть убивают в кулачных боях, среди великой дикости и глубочайшего невежества . Автор, с помощью своего героя Кузьмы, доносит до нас все «ужасы» деревенской жизни. Но его особая беспощадность в показе мужика является здоровой реакцией на идеализированное освещение народной темы в творчестве других великих писателей Бунин говорил : «Я знаю какие вам мужики нужны. Вам Плато на Караева подавай, мистических скифой, богоносцев! А у меня таких нет».

Буниские мужики предстают перед нами со всей неприглядностью, открывая тёмные стороны мужицкого мира: дикое пьянство, избиение жён и детей истязание животных, смертоубийства». Большинство критиков совершено не поняли моей точки зрение, - жаловался Бунин – Меня обвиняли в том, что я будто озлоблен на русский народ, упрекали меня за моё дворянское отношение к народу. И всё это за то, что я смотрю на положение русского народа довольно безрадостно. Но что же делать, если современная русская деревня не даёт повода к оптимизму , а, наоборот , ввергает в безнадёжный пессимизм…» Даже само название повести соответствует мыслям, высказываемым наставником Кузьмы Красова, уездным чудаком и философом Балашкиный, о том, что Россия вся есть деревня , и нищая деревня –это судьбы России. В картинах деревенской жизни писатель пытается отразить вообщем всю русскую жизнь. В них нам слышится скрытый, заглушённой стой родной земле, благородная скорбь, мучительный страх за неё. И как писал Горький: Помимо первостепенной художественной ценности своей, « Деревня» Бунина была толчком, который заставил разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься уже не о мужике, не о народе, а над строгим вопросом - быть или не быть России? Мы ещё не думали о России, - как о целом, - это произведение указало нам необходимость мыслить именно обо всей стране, мыслить исторически».

Бунин родился, и определился как писатель «в теплодородном Подстепье, где древние московские цари, в целях защиты государства от набегом южных татар, создавали заслоны из поселенцев размытых русский областей, где благодаря этому, образовался богатейший русский язык, и оттуда вышли чуть не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым. Описание Ороловщины, её мужиков и помещиков, знакомо нам ещё с «Записок охотника». Но Бунин по-своему воспринимал родной край, с детства впитывая в себя впечатления, которые золотым запасом сохраним на всю жизнь. Этот мир, окружающий его с рождения, не принадлежал только ему, а был уже широко открыт писателями, ранее воспитанными здесь. И Бунин спал продолжателем великого мастерства и традиций своих предшественников. Но ему удалось сказать и своё новое слово, которое не прозвучало в литературе как повторение сказанных до него слов о родной земле, о людях, живущих на ней, о русском народе. Огромный талант этого классика русской литературы мы не имеем права забывать.

Версия для печати
Заметки:
 
 
Сайт создан при поддержке литературного конкурса-семинара "Креатив" © 2011
Представленные на сайте сочинения предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении содержимого сочинений принадлежат авторам. Любое их использование возможно лишь с согласия самих авторов. Создатели сайта не несут ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в связи с использованием содержимого сочинений. При использовании сочинений в личных целях необходимо уведомить создателей сайта по следующему адресу: svuda@narod.ru.
   Яндекс цитирования