Главная страница
Cовременные pазвлекательные сервисы
Ахматова Анна
Блок Александр
Интересный факт:

Бондарев Юрий
Булгаков Михаил
Бунин Иван
Быков Василь
Воробьёв Константин
Гоголь Николай
Горький Максим
Грибоедов Александр
Достоевский Фёдор
Древнерусская литература
Есенин Сергей
Карамзин Николай
Куприн Александр
Лермонтов Михаил
Лесков Николай
Маяковский Владимир
Некрасов Николай
Обзоры и рецензии
Островский Александр
Отзывы на сетевые рассказы
Пушкин Александр
Распутин Валентин
Салтыков-Щедрин Михаил
Солженицын Александр
Толстой Лев
Тургенев Иван
Чехов Антон
Шолохов Михаил
Шукшин Василий
Литературно-художественный анализ стихотворения “Отговорила роща золотая” С. Есенина
(По стихотворению “Отговорила роща золотая” Сергея Есенина)
Версия для печати

«Серебряный век» русской поэзии. Когда произносишь это словосочетание, слышится звон множества колокольчиков. Все они звонят одну мелодию, но каждый по-своему. Так же и у поэтов, которые пишут на вечные темы: о любви, о красоте природы, о нравственной силе добра, о чести и совести, о смысле жизни. Мотивы одинаковы, но переживает и чувствует их каждый поэт по-разному. Стихи одних струятся нежно и лирично, стихи других – колокола, звучащие набатом, зовущие и заставляющие оглянуться вокруг и задуматься. Блок, Маяковский, Есенин, Пастернак раскрываются перед нами сегодня в своих творениях. Чем крупнее художник, самобытнее его талант, тем сложнее полностью оценить все грани его дарования.

Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.

И в той, ещё до конца не изведанной, стране, имя которой поэзия, среди великих имён, мне наиболее близко и дорого творчество С. А. Есенина. Его стихи запали мне в душу, обогатили мою жизнь, оставили в сердце неизгладимый отпечаток. Я распахнул для себя дверь в поэтический мир Есенина, который постепенно окрасился в моём воображении в яркие цвета, обогатился разными оттенками и звуками.

Особенно ярко талант Есенина раскрылся в его лирике. « В стихах моих, - писал поэт в тысяча девятьсот двадцать четвёртом году, - читатель должен обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я развил его и положил основным камнем в своих стихах . Оно живёт во мне органически так же, как мои страсти и чувства». Подобно шишкинскому лесу или левитановской осени, нам бесконечно дороги и близки есенинские образы русской природы, которая живёт в его творчестве неповторимой поэтической жизнью.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Как и все стихотворения Есенина, это произведение производит неизгладимое впечатление и поражает прелестью самобытности и неповторимости. О нем можно сказать словами критика В.Ходасевича : «Это яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле…»

В этом стихотворении Есенин создает красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканностью оттенков. Его лирический герой восхищается «широким месяцем над голубым прудом», костром «рябины красной». Он ощущает себя неотъемлемой частью природы и относится к ней как к матери. Она видится ему Божественным храмом. Секрет обаяния этого стихотворения Есенина в умении автора передать тончайшие оттенки самых нежных чувств и настроений.

Его лирический герой- человек уже немолодой. Поэт показывает осеннее увядание природы, но осень года здесь – это «осень» человеческой жизни. И состояние природы отражает состояние души лирического героя. Он одинок, ему грустно, он вспоминает юность веселую и «души сиреневую цветь». Однако ему «ничего в прошедшем не жаль». Да и стоит ли жалеть лет, «растраченных напрасно»? Стоит ли жалеть кого-нибудь? Ведь каждый в мире странник! Лирический герой понимает, что все проходит, и нет ничего вечного. Время все безжалостно сгребает « в один ненужный ком». Все погибает. Однако «не обгорят рябиновые кисти», «от желтизны не пропадет трава». Природа «умирает», но она способна возродиться. И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой, слиянием с прекрасным. В этом стихотворении Есенин предстает перед нами как поэт – философ. Он пытается решить проблему личности и ее связи с миром. Его философия разлита, растворена в поэтических словесных образах. Время – необратимое и безостановочное – воплощается в образе ветра, который все разметает. Есенин поэтически соединяет, сливает краткий миг человеческой жизни с вечным потоком мирового времени. Истинные поэты всех времен и народов были философами. По-моему, Есенин не только истинный, но и уникальный поэт.

Очень необычна форма этого стихотворения. Чтобы лучше воздействовать на читателя, Есенин добивается совершенства рифмы. Это произведение отличается плавностью, напевностью, мелодичностью. Поэт использует ямб. Этот стихотворный размер открытый, явный, завершенный. Он передает ритм и настроение произведения. Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. Например, Есенин часто употребляет олицетворение: «журавли не жалеют», «грезит конопляник». Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным. Особенностью этого произведения является одушевление в нем всего сущего: людей, животных, растений, планет, предметов - все они дети единой матери Природы. Метафоры («костер рябины красной») и эпитеты («березовый язык», «ненужный ком») придают стихотворению плавность и поэтичность. Поэт также использует инверсию: «отговорила роща золотая», «стою один среди равнины голой». Этот художественный прием делает произведение возвышенным и торжественным. И еще одно средство использует Есенин - сравнение:

Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

Всё это придаёт художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий , зримый, наглядный, почти осязаемый характер. Стихотворение «Отговорила роща золотая» – красочное и сильное – звучит как гармоничное произведение. Есенину удалось передать в нём сокровенные человеческие чувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей ее прелести и очаровании. Это стихотворение передаёт «половодье чувств», половодье мыслей поэта, оно волнует , завораживает и озаряет душу каким-то таинственным, тихим светом.

Версия для печати

А не съездить ли нам в Италию?

Где провести летний отпуск? Вопрос простой, но ответить на него не так уж легко. Ведь хочется и хорошенько отдохнуть: позагорать на солнышке, поплавать в море, - и культурно обогатиться: экскурсии по историческим местам, музеи, выставки. Выбор богат, но если вам попадутся на глаза туры в Италию, то советую на них и остановиться. Тут вам и вечное лето у Средиземного моря, и памятники Древнего Рима, соседствующие с бессмертными шедеврами Эпохи Возрождения.
Италия всегда манила к себе путешественников, и, поверьте мне, не зря!


Заметки:
 
 
Сайт создан при поддержке литературного конкурса-семинара "Креатив" © 2011
Представленные на сайте сочинения предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении содержимого сочинений принадлежат авторам. Любое их использование возможно лишь с согласия самих авторов. Создатели сайта не несут ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в связи с использованием содержимого сочинений. При использовании сочинений в личных целях необходимо уведомить создателей сайта по следующему адресу: svuda@narod.ru.
   Яндекс цитирования